Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








"УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КЛИНСКИЙ РАЙОН" МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(ред. от 30.10.2004)
(принят решением Совета депутатов Клинского района МО от 20.09.2000 № 3/53)
(Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по МО 10.10.2000 № 78-ГР)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Серп и молот", № 123, 12.10.2000.



Утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Устава Клинского муниципального района МО, принятого решением Совета депутатов Клинского района МО от 24.06.2005 № 3/15.



Зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции РФ
по Московской области 10 октября 2000 г. № 78-ГР
   ------------------------------------------------------------------


Принят решением
Совета депутатов
Клинского района
Московской области
от 20 сентября 2000 г. № 3/53

УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"КЛИНСКИЙ РАЙОН" МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. решений Совета депутатов Клинского района МО
от 22.02.2001 № 6/3, от 30.05.2001 № 14/6,
от 24.01.2002 № 4/15, от 24.05.2002 № 12/20,
от 10.07.2003 № 4/35, от 18.07.2003 № 3/35,
от 30.10.2004 № 3/51, от 30.10.2004 № 4/51,
от 30.10.2004 № 5/51)

Введение

Совет депутатов Клинского района, выражая волю и интересы населения Клинского района, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Московской области, реализуя право представительного органа местного самоуправления, принимает настоящий Устав в качестве основного нормативного правового акта муниципального образования "Клинский район Московской области".

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Территориальная основа местного самоуправления

1. Муниципальное образование "Клинский район Московской области" (именуемое в дальнейшем "район") - это объединение городских и сельских поселений, объединенных общей территорией в границах Клинского района Московской области, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, бюджет муниципального образования "Клинский район Московской области" (далее - местный бюджет) и выборные органы местного самоуправления.

Статья 2. Герб Клинского района Московской области

1. Клинский район Московской области имеет свой герб. Описание герба, порядок его использования и ответственность за ненадлежащее его использование устанавливаются Положением о гербе Клинского района, которое принимается Советом депутатов Клинского района.

Статья 3. Географическое положение и территория района

1. Клинский район расположен в северо-западной части Московской области и граничит на севере с Тверской областью, на северо-востоке - с Дмитровским, на востоке - с Солнечногорским, на юге - с Истринским, на западе - с Волоколамским и Лотошинским районами Московской области.
2. Территорию муниципального образования "Клинский район Московской области" составляют:
- земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования; земли, необходимые для развития поселений; земли, отведенные юридическим и физическим лицам за чертой населенных пунктов; земли коммунального назначения; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны; земли сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских), подсобных хозяйств, коллективных садов и огородов; земли природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного назначения; земли лесного, водного фондов и другие земли независимо от форм собственности, целевого назначения в границах административно-территориальной единицы "Клинский район Московской области".
Схематический план района приводится в приложении к настоящему Уставу <*>.
3. Площадь территории района составляет 200,1 тыс. га. Северная часть района расположена на Волго-Шошинской низменности, характерной равнинным рельефом. Южная часть района лежит в пределах Клинско-Дмитровской возвышенности и характеризуется холмистым рельефом, расчлененным глубокими балками.
Основная река района - Сестра. Более 50% всей площади района занимают леса.
4. Клинский район является промышленно-развитым районом Московской области. В районе получили развитие химическая, металлообрабатывающая, стекольная, текстильная, строительных материалов отрасли промышленности.
Сельскохозяйственная специализация района сложилась как молочно-картофелеводческая.

Статья 4. Территориальное устройство муниципального образования "Клинский район Московской области"

1. Территория района включает в себя:
а) территорию г. Клина;
б) территорию г. Высоковска;
в) территории сельских и поселковых округов:
Воронинский сельский округ, административный центр п. Шевляково;
Воздвиженский сельский округ, административный центр с. Воздвиженское;
Давыдковский сельский округ, административный центр п. Чайковского;
Зубовский сельский округ, административный центр д. Зубово;
Елгозинский сельский округ, административный центр д. Елгозино;
Мисиревский сельский округ, административный центр д. Мисирево;
Малеевский сельский округ, административный центр д. Малеевка;
Нарынковский сельский округ, административный центр п. Нарынка;
Нудольский сельский округ, административный центр п. Нудоль;
Ново-Щаповский сельский округ, административный центр д. Ново-Щапово;
Абзац исключен. - Решение Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51.
Петровский сельский округ, административный центр с. Петровское;
Решетниковский поселковый округ, административный центр п. Решетниково;
Слободской сельский округ, административный центр д. Слобода;
Спас-Заулковский сельский округ, административный центр с. Спас-Заулок;
Решоткинский сельский округ, административный центр д. Решоткино;
Абзац исключен. - Решение Совета депутатов Клинского района МО от 18.07.2003 № 3/35.
Шепулинский сельский округ, административный центр д. Шипулино;
Щекинский сельский округ, административный центр д. Кузнецово;
Ямуговский сельский округ, административный центр д. Ямуга.
   ------------------------------------------------------------------

В Перечень внесены изменения решением Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51.
   ------------------------------------------------------------------

2. На территории имеется 260 сельский населенный пункт, один поселок дачного и один поселок рабочего типа (перечень приводится в приложении к настоящему Уставу) <*>.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 18.07.2003 № 3/35)
3. Образование новых поселений (городов, поселков и т.д.), их преобразование, изменение границ производится решением органов государственной власти Московской области по представлению органов местного самоуправления района в соответствии с действующим законодательством с учетом мнения населения района.

Статья 5. Организационная структура и основные принципы деятельности органов местного самоуправления

1. В организационную структуру органов местного самоуправления Клинского района входят:
а) выборные должностные лица местного самоуправления - глава Клинского района (далее по тексту - глава района) и вице-глава Клинского района (далее по тексту - вице-глава района);
б) выборный представительный орган местного самоуправления - Совет депутатов Клинского района (далее по тексту - Совет депутатов);
в) исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления - администрация Клинского района (далее по тексту - Администрация района) и отраслевые и территориальные органы Администрации района.
(подп. "в" в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)
2. Органы и должностные лица местного самоуправления строят свою деятельность, исходя из интересов населения района, с учетом исторических и иных местных традиций.
3. Органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют свою деятельность на основе принципов законности и ответственности перед населением района и государством.
4. Все органы местного самоуправления района функционируют гласно, создают условия для участия жителей района в решении вопросов районного значения.
5. Все органы местного самоуправления действуют на основе разграничения предметов ведения, полномочий и ответственности между ними и их должностными лицами. Органы местного самоуправления в пределах собственных полномочий самостоятельны и действуют под свою ответственность.
6. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления района устанавливается Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Московской области, настоящим Уставом и нормативными актами Совета депутатов.
7. Устав муниципального образования "Клинский район Московской области" (далее - Устав района) регулирует отношения по формированию представительных и исполнительных органов, их составу, полномочиям, материальным и правовым основам деятельности, ответственности, а также иные отношения, определяющие надлежащее функционирование этих органов в интересах населения района.
8. В случае противоречия Уставу района правовых актов органов местного самоуправления района действуют нормы Устава района.
9. Устав и принимаемые на его основе правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления на территории района имеют юридическую силу и подлежат государственной защите.

Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления в районе

1. В ведении Клинского района находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и Московской области.

Статья 7. Вопросы местного значения

1. К вопросам местного значения, находящимся в компетенции местного самоуправления Клинского района, относятся:
1) принятие, дополнение и изменение Устава района, контроль за его соблюдением;
2) обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;
3) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
4) местные финансы: формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление и отмена местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
5) определение структуры органов местного самоуправления района;
6) комплексное социально-экономическое развитие района;
7) содержание и использование муниципального жилищного фонда, нежилых помещений и строений;
8) организация, содержание и развитие муниципальных образовательных учреждений;
9) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения района;
10) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
11) регулирование планировки и застройки территории района;
12) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
13) организация и ведение муниципального строительства;
14) контроль за использованием земель на территории района, владение, пользование и распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности;
(подп. 14 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 24.01.2002 № 4/15)
15) регулирование использования водных объектов районного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
16) организация, содержание и развитие муниципальных систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
17) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
18) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения, контроль за содержанием дорог областного и федерального значения;
19) благоустройство и озеленение территории района;
20) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
21) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
22) организация и содержание городского архива;
23) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
24) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
25) создание условий для деятельности учреждений культуры в районе;
26) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности района;
27) организация и содержание районной информационной службы;
28) создание условий для деятельности средств массовой информации района;
29) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
30) создание условий для развития физической культуры и спорта в районе;
31) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
32) участие в охране окружающей среды на территории района;
33) обеспечение противопожарной безопасности в районе, организация муниципальной пожарной службы;
34) организация и обеспечение деятельности органов опеки и попечительства.
2. Органы местного самоуправления района вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законодательством Российской Федерации, Московской области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Московской области могут наделяться отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их исполнения материальных и финансовых средств.

Глава 3. ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Статья 8. Осуществление местного самоуправления в районе непосредственно населением

1. Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Клинского района (население района), вправе участвовать в соответствии с действующим законодательством в местном самоуправлении как непосредственно, так и через своих представителей в выборных органах местного самоуправления района.
2. Население района осуществляет местное самоуправление непосредственно в следующих формах:
1) местный референдум, собрания (сходы) граждан;
2) выборы органов и должностных лиц местного самоуправления Клинского района;
3) территориальное общественное самоуправление;
4) обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Статья 9. Выборы депутатов Совета депутатов и должностных лиц местного самоуправления

1. Выборы депутатов Совета депутатов, главы района и вице - главы района осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Законом Московской области "О выборах депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской области", иными законами Московской области, настоящим Уставом.

Статья 10. Правотворческая инициатива населения района и обращение граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления
(название в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.05.2001 № 14/6)

1. Население района имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Правотворческая инициатива осуществляется в форме проектов правовых актов, вносимых гражданами в органы местного самоуправления района. Проекты правовых актов по вопросам местного значения вносятся на рассмотрение органов местного самоуправления в порядке, установленном соответствующим органом. Проекты правовых актов, внесенные населением района в органы местного самоуправления района, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
(пункт введен решением Совета депутатов Клинского района МО от 30.05.2001 № 14/6)
2. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в Совет депутатов, другие органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
(нумерация пункта в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.05.2001 № 14/6)
3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
(нумерация пункта в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.05.2001 № 14/6)
4. Должностные лица местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации несут персональную ответственность за нарушение сроков и порядка рассмотрения жалоб и обращений граждан в органы местного самоуправления.
(нумерация пункта в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.05.2001 № 14/6)

Статья 11. Территориальное общественное самоуправление

1. Население района вправе осуществлять территориальное общественное самоуправление, т.е. самоорганизовываться по месту жительства на территории отдельных поселений (в городах, поселках, селах, деревнях и иных поселениях), на части их территорий (в микрорайонах, кварталах, на улицах, во дворах, в домах и на иных территориях) или на территории нескольких поселений, в совокупности не являющихся муниципальным образованием (в сельских округах, ряде деревень и на иных территориях), для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно (на сходах, собраниях, конференциях) или через избираемые органы (уполномоченных выборных лиц) территориального общественного самоуправления.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в соответствии с Положением об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления в Клинском районе, принимаемым Советом депутатов.

Статья 12. Местный референдум, собрания (сходы) граждан

1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, за исключением вопросов, которые в соответствии с законами Российской Федерации и Московской области не могут быть вынесены на местный референдум.
2. Решение о проведении местного референдума принимается Советом депутатов по собственной инициативе или по требованию населения района в соответствии с законами Российской Федерации и Московской области.
3. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории района, обладающие активным избирательным правом.
4. Назначение и проведение местного референдума, принятие и изменение решений местного референдума осуществляется в порядке, установленном законами Российской Федерации и Московской области.
5. На отдельных территориях района для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются Положением о собраниях (сходах) граждан, принимаемым Советом депутатов в соответствии с законами Российской Федерации и Московской области.

Глава 4. СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

Статья 13. Совет депутатов в системе местного самоуправления

1. Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления района.
2. Совет депутатов состоит из 19 депутатов.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 3/51)
3. Выборы депутатов Совета депутатов осуществляются населением района по мажоритарной системе по 19 избирательным округам, на которые разбивается территория района с учетом приблизительно равного количества избирателей, зарегистрированных в каждом округе, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
4. Право избирать депутатов Совета депутатов принадлежит гражданам Российской Федерации, достигшим на день выборов 18 лет, постоянно или преимущественно проживающим на территории района.
   ------------------------------------------------------------------

Пункт 5 статьи 13 не распространяется на срок полномочий депутатов Совета депутатов Клинского района, избранных на четыре года 29 октября 2000 г., а также избранных в течение 2000-2002 годов на вакантные места и в связи с прекращением полномочий депутата Совета депутатов Клинского района по 14-му избирательному округу (решение Совета депутатов Клинского района МО от 24.05.2002 № 12/20).
   ------------------------------------------------------------------

5. Депутаты Совета депутатов избираются на срок 5 лет.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 24.05.2002 № 12/20)
6. Депутатом Совета депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года.
7. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы.
8. Депутат Совета депутатов не вправе быть депутатом любого другого представительного (законодательного) органа государственной власти или местного самоуправления.
9. Кандидат в депутаты Совета депутатов не вправе выдвигать свою кандидатуру более чем по одному избирательному округу, а также не вправе одновременно быть зарегистрированным кандидатом в депутаты любого другого представительного (законодательного) органа государственной власти или местного самоуправления.
10. Совет депутатов приступает к исполнению своих полномочий с момента избрания двух третей от числа, установленного для Совета депутатов. Первое заседание созывается главой района не позднее чем на 15 день со дня официального опубликования итогов выборов. С момента начала работы Совета депутатов нового созыва полномочия депутатов Совета депутатов прежнего созыва прекращаются.
11. Совет депутатов Клинского района является юридическим лицом, финансируется из местного бюджета. Расходы на обеспечение деятельности Совета депутатов предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение Советом депутатов или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности Совета депутатов и депутатов.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)

Статья 14. Полномочия Совета депутатов

1. Совет депутатов осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и настоящим Уставом.
2. В исключительной компетенции Совета депутатов находятся:
1) принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
(п. 2 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)

Статья 15. Регламент Совета депутатов

1. Порядок деятельности, основные правила и процедура работы Совета депутатов устанавливаются Регламентом Совета депутатов, разработанным в соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом и принятым Советом депутатов большинством голосов от общего числа депутатов.

Статья 16. Заседания Совета депутатов

1. Совет депутатов осуществляет свои полномочия на заседаниях, которые являются основной формой работы.
2. Заседания проводятся в соответствии с планом, утверждаемым Советом депутатов не реже одного раза в квартал.
3. Внеплановое заседание Совета депутатов может быть созвано главой района или по требованию не менее чем двух третей от числа депутатов Совета депутатов.
4. Заседания Совета депутатов проводятся открыто. Совет депутатов вправе принять решение о проведении закрытого заседания в случаях, предусмотренных действующим законодательством. На закрытом заседании вправе присутствовать прокурор района, а также приглашенные Советом депутатов лица.
5. Организует работу Совета депутатов и председательствует на его заседаниях председатель Совета депутатов, избираемый этим органом из своего состава.
(п. 5 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 3/51)
6. Исключен. - Решение Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 3/51.

Статья 17. Решение Совета депутатов

1. Совет депутатов в пределах своей компетенции принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Клинского района, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов. Решение Совета депутатов по принятию нормативного правового акта считается принятым, если за него проголосовало не менее половины депутатов от числа, установленного для соответствующего Совета депутатов.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)
2. Устав района, внесение в него изменений и дополнений считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа депутатов, установленного для Совета депутатов.
3. Заявления и обращения Совета депутатов, а также решения Совета депутатов по вопросам организации его работы принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
4. Решения по процедурным вопросам, которые отражаются в протоколе заседания, принимаются относительным большинством голосов (больше голосов "за", чем "против"), если иное не оговорено Регламентом Совета депутатов.
5. Решения, заявления и обращения Совета депутатов подписываются председателем Совета депутатов. Нормативный правовой акт, принятый Советом депутатов, направляется главе района для подписания и обнародования. Глава района имеет право отклонить нормативный правовой акт, принимаемый Советом депутатов. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Совет депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава района отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Советом депутатов. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой района в течение семи дней и обнародованию.
(п. 5 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 3/51)
6. Решения Совета депутатов, принятые в пределах его компетенции, имеют юридическую силу на территории района, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории района органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами и не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти.
7. Для подготовки проектов решений или заключений по ним Совет депутатов вправе создавать постоянные и временные рабочие органы.
8. Неисполнение или ненадлежащее выполнение решений Совета депутатов, принятых в пределах его компетенции, влечет за собой ответственность в соответствии с законами Российской Федерации и законами Московской области.
9. Нормативные правовые акты, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов только по инициативе главы района или при наличии его заключения.
(п. 9 введен решением Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)

Статья 18. Статус депутата Совета депутатов

1. Депутаты Совета депутатов обладают правами и выполняют обязанности в соответствии с действующим законодательством.
2. Депутату гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
3. Депутаты Совета депутатов на территории района не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Московской области.
4. Депутат имеет право на бесплатный проезд по территории района на всех видах общественного транспорта, кроме такси.
5. Статус депутата и ограничения, связанные с ним, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Московской области.

Статья 19. Полномочия депутатов Совета депутатов

1. Совет депутатов и его депутаты осуществляют свои полномочия в порядке, установленном действующим законодательством и Уставом района.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно-правовых форм, должностные лица обязаны по обращению Совета депутатов или его депутата предоставлять запрашиваемую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Совета депутатов, в месячный срок.
   ------------------------------------------------------------------

Пункт 3 статьи 19 не распространяется на срок полномочий депутатов Совета депутатов Клинского района, избранных на четыре года 29 октября 2000 г., а также избранных в течение 2000-2002 годов на вакантные места и в связи с прекращением полномочий депутата Совета депутатов Клинского района по 14-му избирательному округу (решение Совета депутатов Клинского района МО от 24.05.2002 № 12/20).
   ------------------------------------------------------------------

3. Срок полномочий депутата в соответствии с федеральным, областным законодательством определяется в 5 лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 24.05.2002 № 12/20)
Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы первого правомочного заседания Совета депутатов нового состава.
4. Депутаты Совета депутатов района осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, без отрыва от основного места работы.

Статья 20. Досрочное прекращение полномочий депутатов Совета депутатов

1. Полномочия депутатов Совета депутатов могут быть прекращены досрочно основаниям и в порядке, установленном законами Российской Федерации и Московской области.

Глава 5. ВЫБОРНЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ КЛИНСКОГО РАЙОНА

Статья 21. Глава района - высшее должностное лицо в системе органов местного самоуправления

1. Глава района является высшим должностным лицом в системе органов местного самоуправления района, возглавляет и руководит на принципах единоначалия администрацией района.
(п. 1 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 3/51)
2. Глава района на территории района не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Московской области.
3. Социальные гарантии, связанные с пребыванием на выборной должности главы района, устанавливаются законом Московской области.
4. Статус главы района и ограничения, связанные с осуществлением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Московской области.
5. Глава района осуществляет свои полномочия на постоянной основе и входит в штат администрации района.
6. Глава района подконтролен и подотчетен населению района и Совету депутатов, проводит встречи с населением, выступает в средствах массовой информации; отчитывается о своей деятельности на заседаниях Совета депутатов не реже одного раза в год.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)

Статья 22. Порядок избрания главы района

1. Глава района избирается в порядке, установленном законодательством Московской области и настоящим Уставом.
   ------------------------------------------------------------------

Пункт 2 статьи 22 не распространяется на срок полномочий главы Клинского района и вице-главы Клинского района, избранных на четыре года 19 декабря 1999 г. (решение Совета депутатов Клинского района МО от 24.05.2002 № 12/20).
   ------------------------------------------------------------------

2. Срок полномочий главы района устанавливается на 5 лет и не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 24.05.2002 № 12/20)
3. Выборы главы района осуществляются населением района по мажоритарной системе по единому одномандатному избирательному округу, включающему в себя всю территорию района, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
4. Право избирать главу района принадлежит гражданам Российской Федерации, достигшим на день выборов 18 лет, постоянно или преимущественно проживающим на территории района.
5. Главой района вправе избираться гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
6. Полномочия главы района начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы района.

Статья 23. Порядок досрочного прекращения полномочий главы района

1. Полномочия главы района могут быть прекращены досрочно по основаниям и в порядке, установленном законами Российской Федерации и Московской области.

Статья 24. Компетенция главы района

1. Глава района возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории Клинского района.
2. Глава района непосредственно или через соответствующие органы администрации района руководит социально-экономической жизнью района, осуществляет управление районным хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции.
3. Осуществляя свои полномочия, глава района:
1) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов;
(подп. 1 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 3/51)
2) представляет органы местного самоуправления в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами государственной власти и управления Российской Федерации, Московской области, в судебных органах, арбитражном суде, органах прокуратуры, а также во всех учреждениях, организациях на территории Российской Федерации и за рубежом. Принимает меры по обеспечению защиты интересов населения;
3) организует разработку и вносит в Совет депутатов проекты местного бюджета и отчеты о его исполнении, проекты программ и планов социально-экономического развития района, решений Совета депутатов;
4) вносит в качестве законодательной инициативы проекты местных нормативных актов, дополнений и изменений к ним, в том числе в Устав района;
5) представляет Совету депутатов ежегодный отчет о деятельности администрации района;
6) руководит деятельностью администрации района на принципах единоначалия;
7) представляет на утверждение Совету депутатов структуру Администрации района;
(подп. 7 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)
8) определяет функции и полномочия структурных подразделений администрации района;
9) определяет штаты и численность администрации района и ее структурных подразделений, устанавливает фонды оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных на эти цели местным бюджетом;
10) назначает на должность и освобождает от нее руководителей структурных подразделений и должностных лиц администрации района и ее органов, осуществляет прием и увольнение иных работников администрации района;
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)
11) отменяет акты отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации района и их должностных лиц, если они приняты по вопросам, не входящим в их компетенцию или противоречат действующему законодательству, решениям Совета депутатов, постановлениям и распоряжениям главы района;
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)
12) осуществляет управление и распоряжение имуществом и объектами муниципальной собственности, устанавливает условия пользования земель в границах территории района;
13) от имени муниципального образования заключает договоры и соглашения с государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными, и обеспечивает их выполнение;
(подп. 13 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 10.07.2003 № 4/35)
14) обеспечивает охрану общественного порядка в районе;
(подп. 14 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 24.01.2002 № 4/15)
15) осуществляет мероприятия по защите населения территории района от чрезвычайных ситуаций;
16) ведет прием населения, организует рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений;
17) осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные ему органами государственной власти Московской области;
18) вносит на рассмотрение органов государственной власти проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;
19) наделяет полномочиями по обслуживанию муниципального долга;
(подп. 19 введен решением Совета депутатов Клинского района МО от 10.07.2003 № 4/35)
20) осуществляет иные полномочия, не отнесенные к компетенции органов государственной власти и к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления.
(нумерация пункта в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 10.07.2003 № 4/35)
4. По вопросам своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и Московской области, а также настоящим Уставом, глава района издает постановления и распоряжения.
5. Акты главы района, затрагивающие права граждан, а также связанные с решением вопросов экономического и социального развития района, охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов, принимаются в форме постановлений.
6. Постановления и распоряжения, принятые в пределах его компетенции, подписываются полным наименованием "Глава Клинского района" и вступают в силу с момента подписания, если иное не определено самим актом. Постановления и распоряжения главы района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
7. Постановления и распоряжения главы района, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории района органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами.
8. Неисполнение или ненадлежащее выполнение постановлений и распоряжений главы района, принятых в пределах его компетенции, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Московской области.
9. В отсутствие главы района и вице-главы района исполнительно-распорядительные функции в пределах компетенции администрации района передаются первому заместителю главы администрации района.

Статья 25. Права главы района при взаимодействии с Советом депутатов

1. Глава района вправе:
1) требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов;
(подп. 1 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 3/51)
2) вносить вопросы в повестку заседаний Совета депутатов;
3) вносить на рассмотрение Совета депутатов проекты решений;
4) выступать с докладом или содокладом;
5) выступать вне очереди на заседаниях Совета депутатов;
6) давать заключения по проектам решений Совета депутатов и предлагать поправки к проектам.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.05.2001 № 14/6)

Статья 26. Вице-глава района

1. Вице-глава района является вторым должностным лицом в системе органов местного самоуправления района.
   ------------------------------------------------------------------

Пункт 2 статьи 26 не распространяется на срок полномочий главы Клинского района и вице-главы Клинского района, избранных на четыре года 19 декабря 1999 г. (решение Совета депутатов Клинского района МО от 24.05.2002 № 12/20).
   ------------------------------------------------------------------

2. Вице-глава района избирается на срок 5 лет совместно с главой района по единому одномандатному избирательному округу в порядке, установленном федеральными законами, законами Московской области, настоящим Уставом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 24.05.2002 № 12/20)
3. Вице-главой района вправе избираться гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Вице-глава района вступает в должность одновременно с вступлением в должность главы района и слагает свои полномочия перед вновь избранным главой района.
5. Вице-глава района исполняет полномочия главы района в случае отсутствия главы района. Иные полномочия вице-главы района устанавливаются главой района в пределах его компетенции.
6. Полномочия вице-главы района могут быть прекращены досрочно в случаях и в порядке, установленном федеральными законами и законами Московской области.
В случае досрочного прекращения полномочий главы района досрочные выборы главы района и вице-главы района не проводятся, а полномочия главы района исполняются вице-главой района до истечения срока его полномочий.
В случае досрочного прекращения полномочий вице-главы района досрочные выборы главы района и вице-главы района не проводятся.
Абзац исключен. - Решение Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 5/51.
Абзац исключен. - Решение Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 5/51.
7. Исключен. - Решение Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 5/51.
8. Исключен. - Решение Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 5/51.
7. Статус вице-главы района и ограничения, связанные с осуществлением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Московской области.
(нумерация пункта в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 5/51)
8. Вице-глава района осуществляет свои полномочия на постоянной основе и входит в штат администрации района.
(нумерация пункта в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 5/51)
9. На вице-главу района распространяется действие правовых и социальных гарантий, установленных для главы района федеральными законами, законами Московской области и настоящим Уставом.
(нумерация пункта в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 5/51)
10. Вице-глава района подконтролен и подотчетен населению Клинского района, Совету депутатов, главе района.
(пункт и его нумерация в ред. решений Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51, от 30.10.2004 № 5/51)

Глава 6. АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА

Статья 27. Администрация района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления

1. Администрация района является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления.
2. Возглавляет администрацию района и руководит ее деятельностью на принципах единоначалия глава района.
3. Структура, штаты и численность администрации района и ее структурных подразделений определяются главой района в пределах средств, предусмотренных местным бюджетом.
4. Администрация района является юридическим лицом, имеет печать и угловой штамп, состоит на местном бюджете, имеет смету расходов, имеет расчетные текущие бюджетные и внебюджетные счета в банках, имеет имущество в оперативном управлении.

Статья 28. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации
(название в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)

1. В структуру Администрации района, утверждаемую Советом депутатов по представлению главы района, могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации.
(п. 1 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)
2. Функции и полномочия отраслевых и территориальных органов в структуре администрации района, порядок организации их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми Советом депутатов по представлению главы района.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)
3. Отраслевые и территориальные органы администрации района могут обладать правами юридического лица; состоять на местном бюджете либо действовать на хозрасчетной или смешанной основе; иметь имущество в оперативном управлении; открывать счета в банках.
4. Отраслевые и территориальные органы администрации района находятся в подчинении главы района, их руководители назначаются и освобождаются от должности главой района, подотчетны и ответственны перед ним.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)

Статья 29. Территориальные органы Администрации района
(название в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)

1. Для исполнения полномочий администрации района по решению вопросов местного значения на отдельных частях территории района в ее составе создаются территориальные органы - администрация г. Высоковска, администрации поселковых и сельских округов.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)
2. Функции и полномочия территориальных органов Администрации района, порядок организации их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми Советом депутатов по представлению главы района.
(п. 2 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)
3. Территориальные органы администрации района являются юридическими лицами, имеют печать и угловой штамп, состоят на местном бюджете, имеют смету расходов, имеют имущество в оперативном управлении, имеют расчетные текущие счета в банках.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)
4. Территориальные органы администрации района находятся в подчинении главы района.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)
Деятельностью территориальных органов администрации руководят на принципах единоначалия главы администраций - глава администрации г. Высоковска, главы администраций поселковых и сельских округов, которые назначаются и освобождаются от должности главой района, подотчетны главе района и населению подведомственной территории.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)
5. Руководители территориальных органов Администрации района в пределах их компетенции принимают правовые акты в форме постановлений и распоряжений, которые имеют юридическую силу и обязательны для исполнения всеми, расположенными на подведомственной территории предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм и гражданами.
Правовые акты территориальных органов Администрации района вступают в силу после их подписания, если иное не определено самым актом. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
(п. 5 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.10.2004 № 4/51)

Статья 30. Взаимоотношения главы района и Совета депутатов при решении кадровых вопросов

1. Совет депутатов вправе обратиться к главе района с предложением об освобождении от должности должностного лица администрации района в случае грубого нарушения или систематического невыполнения им законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законодательных актов Московской области, решений Совета депутатов.
Решения по этим вопросам принимаются Советом депутатов числом голосов не менее двух третей от избранного числа депутатов Совета депутатов.
2. Глава района в двухнедельный срок рассматривает решение Совета депутатов и освобождает должностное лицо от исполнения служебных обязанностей в случае подтверждения выявленных депутатами фактов или направляет мотивированный отказ в Совет депутатов. В случае отказа Совет депутатов вправе вернуться к обсуждению указанного вопроса не ранее чем через три месяца.

Статья 31. Полномочия администрации района

1. Администрация района:
1) осуществляет подготовку проектов решений Совета депутатов, постановлений распоряжений главы района;
2) разрабатывает программу и планы социально-экономического развития района и организует их выполнение;
3) разрабатывает местный бюджет и обеспечивает его выполнение;
4) обеспечивает проведение в районе единой финансовой и налоговой политики;
5) организует разработку и осуществление генерального плана, проектов планировки и застройки, планов землеустройства на территории района;
6) выступает заказчиком на строительство муниципальных объектов социальной и производственной инфраструктуры на территории района;
7) участвует в охране окружающей природной среды, проводит за счет собственных и привлеченных средств мероприятия по улучшению состояния окружающей природной среды;
(подп. 7 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 24.01.2002 № 4/15)
8) управляет и распоряжается муниципальной собственностью;
9) управляет муниципальным жилищным и нежилым фондом, коммунально-бытовым хозяйством, службами благоустройства района;
10) осуществляет координацию деятельности предприятий транспорта и связи, обслуживающих население района;
11) разрабатывает правила торговли и бытового обслуживания населения, контролирует их исполнение на территории района;
12) управляет муниципальными учреждениями здравоохранения, культуры, образования, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
13) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, их занятости, охране собственности и общественного порядка;
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 24.01.2002 № 4/15)
14) выступает эмитентом муниципальных ценных бумаг Клинского района, утверждает генеральные условия выпуска и обращения муниципальных ценных бумаг, получает и выдает кредиты и бюджетные ссуды, предоставляет муниципальные гарантии;
(подп. 14 введен решением Совета депутатов Клинского района МО от 10.07.2003 № 4/35)
15) осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом и нормативными актами Совета депутатов.
(нумерация пункта в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 10.07.2003 № 4/35)

Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Статья 32. Муниципальные служащие

1. Граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на постоянной основе по обеспечению исполнения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления района на должностях муниципальной службы, являются муниципальными служащими.
2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия, порядок прохождения муниципальной службы, управление службой определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.

Глава 8. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 33. Экономическая основа местного самоуправления

1. Экономическую основу местного самоуправления района составляют: муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органами местного самоуправления Клинского района, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения района.

Статья 34. Муниципальная собственность

1. В состав муниципальной собственности входят: муниципальные бюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия, учреждения и организации; муниципальные банки и другие кредитные организации; муниципальные жилищный и нежилой фонды; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; объекты инженерной инфраструктуры; дороги местного значения; здания, сооружения и предметы, являющиеся памятниками истории и культуры местного значения; ценные бумаги, другое движимое и недвижимое имущество.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 24.01.2002 № 4/15)
2. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не переданное муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям, составляет казну муниципального образования.
3. Формирование муниципальной собственности происходит:
а) путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные и валютные фонды;
б) при разграничении государственной собственности;
в) при разграничении муниципальной собственности;
г) при передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность в порядке, установленном законами Российской Федерации и Московской области;
д) путем приобретения имущества за счет осуществления гражданско-правовых сделок;
е) путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;
ж) по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
4. Муниципальная собственность является достоянием членов местного сообщества муниципального образования "Клинский район Московской области".

Статья 35. Управление муниципальной собственностью

1. От имени муниципального образования "Клинский район Московской области" управление и распоряжение муниципальной собственностью осуществляют: глава района непосредственно, Комитет по управлению имуществом Клинского района, фонд имущества Клинского района и другие органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления района.
2. Муниципальная собственность может быть передана во владение, пользование и распоряжение любым юридическим или физическим лицам, объединена с собственностью иных муниципальных образований, юридических или физических лиц, использована в качестве предмета залога, передана в доверительное управление, отчуждена, обременена или использована иными способами.
3. Глава района может в интересах населения района определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов собственности, устанавливать условия использования земель, находящихся в границах территории района.
4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются Советом депутатов.
Доходы от приватизации муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет и распределяются согласно Положению о приватизации муниципальной собственности, утверждаемому Советом депутатов.
5. Муниципальная собственность района признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Статья 36. Полномочия главы района по управлению и распоряжению муниципальной собственностью

1. Глава района осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью:
а) принимает решение о приобретении, отчуждении, обременении, сдачи в аренду, передачи в пользование, хозяйственное ведение и оперативное управление муниципальной собственности;
б) принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений, заключении, расторжении и продлении контрактов с их руководителями;
в) принимает решение о внесении вкладов в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ и передаче имущества некоммерческим организациям;
г) регулирует цены и тарифы на продукцию (услуги) муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
д) осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности;
е) осуществляет иные полномочия, не отнесенные к исключительной компетенции иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Статья 37. Муниципальные унитарные предприятия и учреждения

1. Глава района для решения вопросов местного значения вправе в соответствии с законодательством создавать муниципальные унитарные предприятия и учреждения, решать вопросы о их реорганизации и ликвидации.
2. Глава района определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений, регулирует цены и тарифы на их продукцию и услуги, назначает и освобождает от должности их руководителей.
3. Трудовые отношения с руководителями муниципальных унитарных предприятий и учреждений строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.05.2001 № 14/6)

Статья 38. Отношения органов местного самоуправления района с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории района.
3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Московской области.

Статья 39. Муниципальный заказ

1. Администрация района вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории района, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ на основе договоров с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Статья 40. Внешнеэкономическая деятельность администрации района

1. Администрация района в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Статья 41. Финансовые ресурсы района

1. Финансовые ресурсы района включают в себя средства местного бюджета, иные финансовые активы, которыми район располагает в соответствии с законодательством.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 24.01.2002 № 4/15)

Статья 42. Местный бюджет

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации администрация района ежегодно разрабатывает местный бюджет, выносит его на утверждение Совета депутатов и исполняет утвержденный бюджет.
2. Местный бюджет утверждается нормативным актом Совета депутатов сроком на один календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
3. Утвержденный местный бюджет, а также отчет об исполнении бюджета за прошедший год публикуются для всеобщего сведения.
4. В состав местного бюджета включаются сметы расходов территорий г. Высоковск, сельских и поселковых округов.
(п. 4 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 22.02.2001 № 6/3)
5. Местный бюджет является самостоятельным. Самостоятельность бюджета обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом Совета депутатов и администрации района определять направления их использования и расходования.

Статья 43. Форма представления местного бюджета "Доходы и расходы"

1. Местный бюджет должен соответствовать требованиям бюджетных классификаций, установленных в Российской Федерации.
2. Местный бюджет содержит доходную и расходную части. В доходной и расходной частях местного бюджета раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий органов власти Московской области.
3. Доходы и расходы местного бюджета устанавливаются исходя из минимальной бюджетной обеспеченности.
4. В доходы местного бюджета зачисляются местные налоги, сборы и штрафы; отчисления от федеральных налогов и налогов Московской области в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Московской области и закрепленными на долговременной основе; финансовые средства, переданные органами государственной власти для реализации отдельных государственных полномочий; поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей; часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций; дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями Совета депутатов и администрации района.
5. Сумма превышения доходов над расходами местного бюджета по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Московской области.

Статья 44. Обеспечение минимального местного бюджета

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Московской области в соответствии с законом обеспечивают Клинскому району минимальный бюджет путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местного бюджета.
2. Минимально необходимые расходы местного бюджета устанавливаются законами Московской области на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
3. Доходная часть минимального местного бюджета обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Московской области доходных источников.
4. В случаях, когда доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, органы государственной власти Московской области передают Клинскому району доходные источники федерального бюджета и бюджета Московской области, при этом свободные переходящие остатки местного бюджета предыдущего года в расчет не принимаются.
5. Совет депутатов, администрация района обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местного бюджета федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Московской области отчислений от федеральных налогов и налогов Московской области.

Статья 45. Финансирование отдельных государственных полномочий администрации района, компенсации дополнительных расходов местного бюджета

1. Финансовые средства, необходимые для осуществления администрацией района отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете и в бюджете Московской области.
2. Увеличение расходов или уменьшение доходов местного бюджета, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами власти и органами власти Московской области, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Дополнительные расходы реализуются администрацией района в пределах переданных компенсационных средств.

Статья 46. Местные налоги и сборы

1. Местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются Советом депутатов района.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.05.2001 № 14/6)

Статья 47. Участие администрации района в кредитных отношениях

1. Администрация района в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

Статья 48. Разграничение компетенции органов местного самоуправления в бюджетном процессе

1. К ведению Совета депутатов относится утверждение местного бюджета и отчета об исполнении бюджета; принятие планов и программ развития района; утверждение отчетов об их исполнении; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
(п. 1 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.05.2001 № 14/6)
2. К ведению главы района относится разработка проекта местного бюджета, его представление на рассмотрение Совета депутатов, исполнение бюджета, контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований, представление Совету депутатов отчета об исполнении местного бюджета.
3. В процессе исполнения местного бюджета в случае появления доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных решением Совета депутатов о бюджете, изменения в него может вносить Совет депутатов по предложению главы района.
Проект решения о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете в связи с получением дополнительных доходов должен быть рассмотрен Советом депутатов во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения на рассмотрение. В случае если Советом депутатов не принимается решение в срок, установленный настоящим пунктом, орган, исполняющий местный бюджет, имеет право осуществить равномерную индексацию расходов бюджета по всем направлениям.
(п. 3 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.05.2001 № 14/6)

Глава 9. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЙОНЕ

Статья 49. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности района

1. Земельные участки в районе находятся в федеральной, областной, муниципальной собственности, а в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации и Московской области, в частной собственности физических и юридических лиц.
2. К муниципальной собственности района относятся земельные участки в границах района, не находящиеся в государственной или частной собственности. Перечень и описания границ земельных участков на территории района, находящихся в муниципальной собственности, утверждаются по представлению главы района Советом депутатов.
3. В собственности района, в полном хозяйственном ведении, во владении, в распоряжении, в пользовании могут находиться земельные участки за пределами района, приобретенные для районных нужд на договорной основе или в другом порядке, установленном законодательством Российской Федерации или законодательством Московской области.

Статья 50. Реализация прав на земельные участки

1. Реализация прав на земельные участки в районе осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления района, с учетом планов развития района, проектов детальной планировки схем застройки, общерайонного земельного кадастра.
2. Администрация района осуществляет полномочия в области регулирования земельных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления района.
3. Предоставление физическим и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также их изъятие осуществляется главой района в порядке, установленном Советом депутатов в соответствии с законами Российской Федерации и Московской области.

Статья 51. Принципы землепользования

1. Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы реализуют свои права на земельные участки на территории района в соответствии со следующими принципами:
1) приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для его жизнедеятельности;
2) научно обоснованного сочетания экологических и экономических факторов, рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;
3) использования земельных участков в границах отвода строго по целевому назначению;
4) своевременного внесения земельных платежей.
Нарушения указанных принципов и требований законодательства по вопросам охраны окружающей среды могут являться основаниями для наложения штрафных санкций и аннулирования в установленном порядке договоров землепользования.

Статья 52. Компетенция Совета депутатов в земельных вопросах

1. Совет депутатов по представлению главы района принимает нормативные правовые акты по вопросам правового режима использования и охраны земель, норм и порядка предоставления земельных участков в соответствии с законодательством.
2. Проекты планов градостроительного развития района, разработанные администрацией района, выносятся на рассмотрение Совета депутатов.
3. Совет депутатов утверждает по представлению главы района ставки земельных платежей, порядок предоставления льгот по ним, а также предложения по изменению границ района, направляемые органам государственной власти Московской области.

Статья 53. Компетенция администрации района в земельных вопросах

1. К компетенции администрации района относятся: управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; сбор платежей в местный бюджет; разработка и реализация планов развития района; благоустройство, рекультивация, озеленение земель, зонирование земель; разработка в соответствии с планами развития района проектов детальной планировки территорий и схем застройки с учетом интересов и мнения населения; осуществление контроля за использованием и охраной земель.
(в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 24.01.2002 № 4/15)

Глава 10. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 54. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории района предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления, государственной власти и гражданами.
2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
3. Неисполнение или ненадлежащее выполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 55. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, к которым эти обращения направлены.

Статья 56. Мирные массовые акции населения

1. Жители района имеют право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, манифестации, пикетирование при условии предварительного уведомления администрации района в соответствии с действующим законодательством.
2. Требования, предъявляемые к уведомлению, и порядок его подачи определяются районным нормативным актом.
3. Органы правопорядка при получении уведомления о проведении мирных массовых акций обязаны обеспечить во время их проведения общественный порядок.

Статья 57. Судебная защита местного самоуправления

1. Граждане, проживающие на территории района, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций.

Глава 11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 58. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Статья 59. Ответственность депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением района

1. Ответственность депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления района перед населением наступает в результате утраты доверия населения путем реализации процедуры отзыва избирателями в порядке, установленном законом Московской области.

Статья 60. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Московской области.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
3. Совет депутатов, глава района (а в его отсутствие - вице-глава района), принявшие нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, Уставу Московской области, закону Московской области, Уставу района, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.
(п. 3 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.05.2001 № 14/6)
4. В случае если Советом депутатов, главой района не отменены нормативный правовой акт или его отдельные положения, которые признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, Уставу Московской области, закону Московской области, Уставу района и при этом повлекли признанные судом нарушения (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то Совет депутатов может быть распущен, полномочия главы района могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом Московской области "О местном самоуправлении в Московской области.
(п. 4 в ред. решения Совета депутатов Клинского района МО от 30.05.2001 № 14/6)

Статья 61. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами Московской области, Уставом района.

Статья 62. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Прокуратура г. Клина осуществляет надзор за исполнением законов и Устава района органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Статья 63. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или в арбитражный суд в установленном законом порядке.

Глава 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 64. Порядок принятия и введения в действие Устава района

1. Устав района принимается Советом депутатов, подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством и вступает в силу после его официального опубликования.
2. Устав района считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов от числа, установленного для Совета депутатов района.
3. Правом внесения проекта Устава района обладают:
1) жители или группа жителей района, обладающие избирательным правом;
2) районные отделения общероссийских и региональных общественных объединений и партий, зарегистрированные в установленном законом порядке;
3) депутаты Совета депутатов;
4) органы местного самоуправления района;
5) глава района.
Проект Устава района вносится в Совет депутатов.

Статья 65. Внесение изменений и дополнений в Устав района

1. Изменения и дополнения в Устав района принимаются Советом депутатов района в порядке, установленном статьей 64 для принятия Устава района.

   --------------------------------

<*> Не приводится.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru