Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПРОТЕСТ Прокуратуры МО от 02.10.2000 № 7/4-21-00
"НА Ч. 2 СТ. 40, Ч. 1 СТ. 52, Ч. 1 СТ. 64, СТ. 75, Ч. 2 СТ. 113 УСТАВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ
от 2 октября 2000 г. № 7/4-21-00

НА Ч. 2 СТ. 40, Ч. 1 СТ. 52, Ч. 1 СТ. 64, СТ. 75,
Ч. 2 СТ. 113 УСТАВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Прокуратурой области в ходе проверки законности положений Устава Московской области выявлены отдельные нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Часть 1 ст. 64 Устава Московской области устанавливает, что судебная власть в Московской области осуществляется системой федеральных судов посредством конституционного, арбитражного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Статья 10 Конституции Российской Федерации подразделила государственную власть в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции).
Часть 3 ст. 118 Конституции Российской Федерации предусматривает установление судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" в статье 4 судебную систему Российской Федерации представил в виде федеральных судов (Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды) и судов субъектов Российской Федерации (конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации).
Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Отсутствие в Уставе норм о мировых судьях, а также о прямом закреплении осуществления судебной власти в Московской области последними и Уставным судом Московской области указывает на недостаточное регулирование правового статуса Московской области в ее основополагающем нормативном акте.
Согласно ч. 2 ст. 66 Конституции Российской Федерации наряду с Конституцией статус Московской области должен определяться ее Уставом, являющимся нормативно-правовым актом, закрепляющим государственно-правовую, социально-экономическую, политическую, культурную основы жизни области. Особое, а именно высшее, место Устава в иерархии нормативных актов, принимаемых законодательным органом области, подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 1 февраля 1996 г. № 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области".
Кроме того, в системном единстве с положениями ст. 5, ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации, закрепивших территориальный признак определения субъекта Российской Федерации, а также с положениями ст. 29 Устава Московской области, предусматривающей осуществление государственной власти федеральными судами именно на территории Московской области, нормы ч. 1 ст. 64 Устава об осуществлении судебной власти посредством конституционного судопроизводства не соответствуют порядку деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, не предполагающего его нахождение на территории Московской области.
Конституционное, т.е. уставное, судопроизводство на территории Московской области осуществляет Уставный суд Московской области.
Изложенное диктует необходимость восполнения пробелов уставного регулирования создания должностей мировых судей и непосредственного осуществления судебной власти в Московской области мировыми судьями и Уставным судом области.
Согласно ч. 2 ст. 113 Устава Московской области прокурор Московской области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и законом Московской области.
В силу п. "о" ст. 71 и ст. 129 Конституции Российской Федерации прокуратура находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Пунктом "л" ч. 1 ст. 72 Конституции кадры правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Указанное обусловливает необходимость согласования кандидатуры прокурора субъекта Федерации с субъектом Российской Федерации, что прямо предусмотрено ч. 3 ст. 129 Конституции и ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Вместе с тем формулировка ч. 2 ст. 113 Устава предполагает назначение прокурора области в соответствии с законом Московской области, что недопустимо, поскольку вышеизложенным законодательством субъекту Федерации предоставлено право лишь согласовывать назначение прокурора субъекта Федерации.
Частью 2 ст. 40 и ч. 1 ст. 52 Устава закреплены случаи досрочного прекращения полномочий Московской областной Думы и Губернатора Московской области. Указанные статьи не содержат все случаи досрочного прекращения полномочий, предусмотренные статьями 9 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 29 июля 2000 г.), и ввиду закрепления частью 2 ст. 40 и частью 1 ст. 52 Устава данных случаев в виде исчерпывающего перечня названные нормы Устава не соответствуют положениям Федерального закона.
Статья 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 29 июля 2000 г.) предусматривает досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации в случае его роспуска федеральным законом вследствие невыполнения предупреждения Президента Российской Федерации об исполнении решения суда, которым нормативный правовой акт данного органа государственной власти признан противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам (подп. "г" п. 1, п. 4).
Статья 19 вышеназванного Федерального закона закрепляет случай досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации путем отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в порядке, установленном этим Федеральным законом.
Пункты 1 и 6 ст. 1 Федерального закона от 29 июля 2000 г. № 106-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополнили данный Федеральный закон рядом норм, касающихся ответственности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и их должностных лиц за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, в том числе при издании ими правовых актов, противоречащих указанным законодательным актам. Отсутствие аналогичных положений в Уставе, занимающем особое место в правовой системе Московской области, требует внесения в него соответствующих дополнений.
Статьей 75 Устава Московской области установлена ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Московской области, законов Московской области, устава муниципального образования.
Внесенные 4 августа 2000 г. изменения в статью 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дополняющие ответственность представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования за принятие (издание) нормативных актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, уставу и закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования, также указывают на необходимость внесения корректив в статью 75 Устава Московской области с целью приведения ее в соответствие с названным Федеральным законом.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти местного самоуправления Конституция Российской Федерации относит к предмету совместного ведения России и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции).
Согласно ч. 2 ст. 34 Устава после вступления в юридическую силу федерального закона по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты Московской области, к которым также относится и Устав Московской области, принимаемый представительным органом государственной власти, приводятся в соответствие с федеральными законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 22, 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Часть 1 статьи 64 Устава Московской области привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", дополнив ее содержание осуществлением судебной власти в Московской области мировыми судьями и Уставным судом Московской области.
2. Часть 2 статьи 113 Устава Московской области привести в соответствие с Конституцией Российской Федерацией и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", исключив из ее формулировки назначение прокурора Московской области в соответствии с законом Московской области.
3. Часть 2 статьи 40 и часть 1 статьи 52 Устава Московской области привести в соответствие со статьями 9 и 19 (соответственно) Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
4. Статью 75 Устава привести в соответствие с п. 3 ст. 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
5. Внести в Устав Московской области нормы, касающиеся ответственности органов государственной власти Московской области и должностных лиц органов исполнительной власти Московской области, в соответствии со статьями 3-1, 29-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.

И.о. прокурора Московской области
государственный советник юстиции
3 класса
А.А. Митусов


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru