Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПРОТЕСТ Прокуратуры МО от 10.08.2001 № 7/4-21-2001
"НА АБЗАЦЫ 2, 4, 10 ПУНКТА 3, ПУНКТ 4, АБЗАЦЫ 1-3 ПУНКТА 5 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.09.2000 № 108/27 "О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ
от 10 августа 2001 г. № 7/4-21-2001

НА АБЗАЦЫ 2, 4, 10 ПУНКТА 3, ПУНКТ 4, АБЗАЦЫ 1-3 ПУНКТА 5
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 27.09.2000 № 108/27 "О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОБРАЩЕНИЯ
С ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Постановлением Правительства Московской области от 27.09.2000 № 108/27 "О мерах по улучшению обращения с отходами на территории Московской области" (далее - Постановление) создано Государственное унитарное предприятие "Экосистема" (далее - ГУП "Экосистема"), определены виды деятельности данного предприятия.
Абзацы 2, 4, 10 пункта 3, пункт 4, абзацы 1-3 пункта 5 Постановления не соответствуют действующему федеральному законодательству и подлежат отмене по следующим основаниям.
В абзаце 2 пункта 3 Постановления ГУП "Экосистема" поручено управление перемещением и размещением отходов на территории Московской области.
Деятельность по перемещению, размещению, утилизации, складированию отходов согласно Положению о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.02.96 № 168, подлежит лицензированию. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности и определяет обязательные для исполнения требования (условия) его осуществления (п. 11).
Таким образом, законодательством установлены ограничения на осуществление деятельности, связанной с перемещением и размещением отходов, в виде лицензирования.
Кроме того, наделение коммерческой организации, которой является ГУП "Экосистема", функциями по управлению перемещением и размещением отходов на территории Московской области влечет за собой нарушение прав других хозяйствующих субъектов на осуществление деятельности, связанной с отходами.
Так, согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам исполнительной власти субъектов РФ запрещено принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в т.ч. в виде необоснованного препятствия осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
Абзац 4 пункта 3 Постановления предписывает, что ГУП "Экосистема" проводит инвентаризацию действующих полигонов и подготовку предложений по их дальнейшему использованию.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ от 24.06.98 № 89-ФЗ) проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения (т.е. полигонов) осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами.
Абзац 10 пункта 3 Постановления относит к полномочиям ГУП "Экосистема" проектирование и строительство новых полигонов и создание мощностей по переработке отходов.
Указанная норма не отвечает требованиям ст. 6 ФЗ от 24.06.98 № 89-ФЗ, предусматривающей, что проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещается совмещение функций органов исполнительной власти субъектов РФ с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления в целях контроля использования земель в Московской области органам местного самоуправления поручено передать земельные участки, занятые объектами размещения отходов, в фонд земель областного значения для оформления прав пользования ими на ГУП "Экосистема".
Положения данного пункта не соответствуют действующему законодательству, т.к. земельные участки, занятые объектами размещения отходов, могут находиться как в областной, так и в муниципальной собственности.
В силу ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12 Конституции РФ).
Абзацем 1 пункта 5 Постановления определено, что в целях государственного контроля за обращением отходов в Московской области предложено Государственному комитету по охране окружающей среды Московской области осуществлять выдачу лицензий на обращение с отходами и устанавливать лимиты захоронения отходов и лимиты использования отходов в качестве дополнительной рекультивации после предварительной экспертизы ГУП "Экосистема".
Названные рекомендации не соответствуют действующему федеральному законодательству.
Лицензирование деятельности по обращению (складирование, перемещение, размещение и т.д.) с отходами и деятельности по установлению порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в т.ч. захоронение) соответственно регламентируются Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.96 № 168, Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461, которыми не предусмотрено проведение каких-либо экспертиз государственными унитарными предприятиями субъекта РФ перед выдачей лицензий, установлением лимитов захоронения отходов.
Абзацами 2, 3 пункта 5 Постановления предписано организациям, поставляющим отходы в Московскую область, эксплуатирующим полигоны захоронения отходов в Московской области, в соответствии с законодательством оформить договоры с ГУП "Экосистема".
Поскольку объекты размещения отходов, т.е. специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (хранение, захоронение отходов), являются объектами гражданских правоотношений и могут находиться у организации, эксплуатирующей объект размещения отходов, в собственности, во владении или пользовании, то принятие мер по обязательному оформлению договоров на ГУП "Экосистема" с такими организациями нарушит права последних.
Редакция указанных выше положений в виде обязательного оформления договоров с ГУП "Экосистема" противоречит принципу свободы заключения договора, предусмотренному ст. 421 ГК РФ.
Этой же статьей запрещено понуждение к заключению договора, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Абзацы 2, 4, 10 пункта 3, пункт 4, абзацы 1-3 пункта 5 постановления Правительства Московской области от 27.09.2000 № 108/27 "О мерах по улучшению обращения с отходами на территории Московской области" отменить как не соответствующие действующему законодательству.
2. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
3. О результатах рассмотрения настоящего протеста и принятых по нему мерах сообщить прокурору области в установленный законом срок.

И.о. прокурора Московской области
государственный советник юстиции
3 класса
А.А. Митусов


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru