Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Совета депутатов Домодедовского района МО от 30.01.2002 № 19/3
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА" НА 2001-2005 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 января 2002 г. № 19/3

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОМОДЕДОВСКОГО
РАЙОНА" НА 2001-2005 ГОДЫ

В целях сохранения и развития единого образовательного пространства Домодедовского района, обеспечения гарантий равенства доступности образования для всех слоев населения, социальной, психолого-педагогической поддержки детства, интеграции научного потенциала района и образования, повышения социального статуса педагогических работников Совет депутатов района решил:
1. Утвердить районную целевую программу "Развитие образования Домодедовского района" на 2001-2005 годы (прилагается).
2. Контроль за исполнением данного решения возложить на Постоянную комиссию Совета депутатов района по образованию, здравоохранению, культуре, спорту и социальным вопросам.

Глава района
Л.П. Ковалевский





Приложение
к решению Совета депутатов
Домодедовского района
Московской области
от 30 января 2002 г. № 19/3

ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА"
НА 2001-2005 ГОДЫ

Паспорт
районной целевой программы

Наименование Районная целевая программа "Развитие
программы образования Домодедовского района"
на 2001-2005 годы

Основание Постановление главы Домодедовского района
для разработки Московской области от 29.06.2001 № 1845
программы

Заказчик Районное управление образования

Основные Районное управление образования. Рабочая
разработчики группа по приказу от 13.06.2001 № 203
программы

Основные Районное управление образования,
исполнители образовательные учреждения, отраслевые
и соисполнители управления и комитеты Домодедовского
программы района (по согласованию)

Цели программы Реализация системы мер по решению
приоритетных задач развития образования
Домодедовского района, созданию правовых
и социально-экономических условий
для нравственного, интеллектуального
и физического развития детей и молодежи
и их профессиональной подготовки
в процессе образования

Основные задачи 1. Обновление содержания образования,
повышение его качества, доступности
и воспитывающего потенциала.
2. Внедрение новых образовательных,
информационных и коммуникационных
технологий.
3. Развитие психолого-педагогической
и социальной поддержки детей, родителей
и педагогов.
4. Совершенствование системы управления
образования, механизмов финансирования
образования, эффективного использования
средств и привлечения дополнительных
ресурсов.
5. Создание организационно-экономических
условий обеспечения инновационной
деятельности и функционирования
экспериментальных площадок в сфере
образования.
6. Развитие сети образовательных
учреждений различных типов, видов
и организационно-правовых норм.
7. Стимулирование и обеспечение условий
для профессионального и личностного
роста кадров системы образования

Сроки реализации 2001-2005 годы
программы

Этапы программы I этап - 2001 год.
Реализация первоочередных мер
и формирование сбалансированных
по ресурсам подпрограмм и проектов,
обеспечивающих достижение приоритетных
задач развития образования.
II этап - 2002-2003 гг.
Осуществление комплекса мер
по научно-методическому и организационному
обеспечению инновационных направлений
развития образовательной системы.
Отработка новых образовательных
технологий.
Развитие сети и содержания деятельности
образовательных учреждений.
Совершенствование механизмов управления
и финансирования образования.
Создание условий для привлечения
дополнительных ресурсов в систему
образования Домодедовского района.
III этап - 2004-2005 гг.
Реализация основных направлений
совершенствования районной системы
образования

Перечень основных 1. Совершенствование содержания
мероприятий образования и повышения качества
программы образования.
2. Расширение и совершенствование
сети образовательных учреждений.
3. Развитие психолого-педагогической
и социальной поддержки детей в системе
образования.
4. Совершенствование системы управления
образования.
5. Совершенствование ресурсного
обеспечения образования

Ожидаемые Обеспечение конституционных прав
результаты граждан на получение образования любого
программы уровня в соответствии с действующим
законодательством.
Развитие сети образовательных учреждений
различных организационно-правовых форм,
типов и видов, увеличение адаптивных
возможностей системы образования с учетом
особенностей различных групп воспитанников
и обучающихся и своеобразием
социально-экономических условий
Домодедовского района.
Обновление содержания образования,
обеспечивающего достижения социальной
компетентности воспитанников и обучающихся
как гарантии их социальной защищенности,
развития личной инициативы и гражданской
ответственности, противостояния
асоциальным явлениям.
Развитие профессионального образования
с учетом структурных изменений в экономике
рынка труда.
Усиление воспитательных функций системы
образования во всех ее звеньях,
нравственного и патриотического воспитания
молодежи.
Укрепление кадрового потенциала системы
образования.
Совершенствование экономических механизмов
функционирования и развития системы
образования, укрепление ее
материально-технической и технологической
базы

Финансирование Финансирование программы осуществляется
программы за счет консолидированного бюджета
Домодедовского района, привлеченных
средств бюджета Московской области,
средств федерального бюджета
и внебюджетных средств.
Затраты на реализацию программы
составят 2636,0 руб.

Организация Контроль за ходом выполнения
и контроль программы осуществляет Совет
выполнения депутатов и администрация района.
программы Управление программой осуществляет
заказчик программы - управление
образования Домодедовского района

Введение

Программа развития образования Домодедовского района является концептуальной и организационной основой районной политики в сфере образования, определяющей стратегию развития районной системы образования. Она базируется на концепции социально-экономического развития Домодедовского района до 2005 года, Законе Российской Федерации "Об образовании", Законе Московской области "Об образовании", областной целевой программе "Развитие образования Московской области" (на 2001-2005 гг.).
Программа определяет цели, задачи, направления и предполагаемые результаты развития системы образования Домодедовского района на период 2001-2005 годов, учитывая специфические социально-экономические, культурные, демографические и другие особенности района: близость к столичному мегаполису, увеличение городского и сельского населения за счет миграции из ближнего зарубежья, особенно из бывших закавказских республик, республик Средней Азии и др.
Программа определяет приоритеты и принципы воспитания и обучения детей, подростков и молодежи; организационного построения образовательной системы района; осуществления образовательной деятельности в учреждениях разных типов и видов и организационно-правовых форм.
Программа следует традициям развития российского образования, приоритетам общечеловеческих ценностей жизни, свободного развития личности, раскрытия и реализации творческого потенциала человека.
Программа основывается на использовании накопленного в районе интеллектуального, педагогического и ресурсного потенциала, предполагает стабильное функционирование системы образования и возможность создания условия для ее инновационного развития. Экономический механизм развития программы включает наряду с бюджетным финансированием привлечение внебюджетных средств.
Реализация программы предполагает широкое взаимодействие управления образования района с научными структурами ИПК и ПРНО Московской области, другими вузами страны, участие в российских и международных проектах по линии Министерства образования РФ и Министерства образования Московской области.

Состояние и проблемы системы образования
Домодедовского района

В системе образования района функционируют 31 школа (в том числе 1 гимназия, 2 лицея, 4 школы с углубленным изучением предметов, вечерняя сменная общеобразовательная школа), 5
учреждений дополнительного образования, 27 муниципальных дошкольных учреждений, муниципальный межшкольный учебный комбинат, Кутузовская специальная (коррекционная) школа-интернат с контингентом воспитанников и обучающихся 15454 человека.

Дошкольное образование

Педагогическая практика в сфере дошкольного образования ориентирована на использование вариативных развивающих программ, учитывающих индивидуальные особенности детей. Функционируют детские сады общеобразовательного типа с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений в развитии воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, экологического, физического), центр развития ребенка (детский сад № 35 "Дельфин"). Усиливается оздоровительная и коррекционная функция дошкольных образовательных учреждений, открыт детский сад № 5 "Дружок" компенсирующего вида по коррекции речи.
Умеренная плата за содержание детей в муниципальных детских садах делает их доступными для низкодоходных семей. Однако существует проблема для полного охвата детей дошкольным образованием из-за высокой родительской платы в ведомственных дошкольных учреждениях, а также необходимо расширить сеть детских садов по коррекции зрения, слуха, психофизического развития детей.

Общее образование

Система общего образования района включает в себя 31 муниципальное и 2 негосударственных общеобразовательных учреждения.
Структура общего образования состоит из 3 ступеней, определяемых программами соответствующего уровня: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. С 2001/2002 учебного года все первоклассники обучаются по программе "1-4". По традиционным программам и методикам работает 88%, по системе педагогики развития Занкова - 8%, по преподаванию математики по системе Петерсона - 4%. В среднем и старшем звене общеобразовательной школы наблюдаются тенденции к дифференциации, профильности и индивидуализации учебного процесса. 18,5% учащихся изучают предметы базисного плана углубленно, имеются договоры по профильному обучению старшеклассников с 8 вузами г. Москвы, растет число выпускников, окончивших школу с золотыми и серебряными медалями.
Вместе с тем ключевой проблемой является обеспечение равенства возможностей получения качественного общего образования. Низкий социальный статус учителя, старение и нехватка педагогических кадров, низкая материально-техническая и учебно-методическая база не дают возможности цельно работать с одаренными и способными детьми, практически нет победителей областных предметных олимпиад. Требуется улучшение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся.

Дополнительное образование

Сфера дополнительного образования детей охватывает 2642 учащихся в возрасте от 5 до 18 лет и 106 педагогических работников.
Школьный компонент дополнительного образования представлен вариативной частью школьных предметов по выбору, факультативными, а также клубно-кружковой работой вне обязательного учебного процесса.
Основные проблемы: отсутствие достаточного помещения, слабое материально-техническое обеспечение, малый охват учащихся среднего и старшего возраста различными направлениями и формами дополнительного образования, а также недостаточное финансирование по проведению соревнований, летне-оздоровительной кампании и т.д.

Воспитание в системе образования

Государственная воспитательная политика обеспечивается в муниципальной системе образования работой учреждений всех типов и видов, деятельность которых направлена на становление нравственной социально активной творческой личности.
Воспитательная работа основывается на гуманистических принципах и традициях национальной культуры, используются возможности учебного процесса и разнообразной учебной деятельности детей, на использовании групповых, коллективных и массовых форм работы. Проблемой остается развитие ученического самоуправления, детско-юношеских объединений самодеятельного типа. Также воспитательные функции семьи полностью не реализуются, увеличивается количество безнадзорных детей, недостаточно проводятся работы по профилактике употребления наркотических и других психотропных сильнодействующих веществ. Требует решения вопрос кадрового обеспечения воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей

Сеть образовательных учреждений района включает в себя 1 коррекционную школу-интернат, в которой воспитывается и обучается 214 учащихся. Следует отметить, что в районе отсутствуют центры психолого-педагогической помощи семье и детям, не решен вопрос полного обеспечения учреждений образования профессиональными психологами и социальными педагогами.

Кадровое обеспечение системы образования

В районе работает 2090 педагогов и воспитателей. Кадровые потребности отрасли удовлетворены на 90%. С высшим образованием - 680 человек, с высшей категорией - 190, с 1 категорией - 304 человека, имеют звание "Заслуженный учитель РФ" - 5, "Заслуженный учитель Московской области" - 3, ежегодную курсовую подготовку и переподготовку проходят 150 учителей в ИПК и ПРНО Московской области и других учебно-методических центрах.
Серьезной кадровой проблемой является старение педагогического состава учреждений. За последние 3 года в район пришли работать 22 молодых специалиста. Заключены договоры с 23 студентами педагогических вузов. Ощущается острая необходимость в подготовке квалификационных кадров для дошкольных образовательных учреждений.
Остро стоит вопрос обеспеченности учреждений преподавателями по таким учебным дисциплинам, как иностранный язык, трудовое обучение, физическая культура, химия, физика, география, основы безопасности жизнедеятельности; обслуживающим персоналом. Важной проблемой является низкий уровень зарплаты и социальной защищенности работников образования. Принятая Советом депутатов программа "Основные направления кадровой политики в области образования и здравоохранения" пока ощутимых результатов не принесла.

Финансирование и материально-техническая база образования

Из-за отсутствия бюджета экономическая ситуация в районе нестабильная. Финансовые потребности образования удовлетворяются на 49%. Практически не выделяются средства на учебные расходы, поддержание и обновление учебной и материально-технической базы, текущий и капитальный ремонт. Темпы старения и износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и строительства новых объектов. Отсутствуют денежные нормы финансирования расходов, обеспечивающих жизнедеятельность образовательных учреждений (медикаменты, хозяйственное обслуживание, материальное обеспечение и т.д.).

Основные причины, тормозящие развитие системы
образования Домодедовского района

1. Отсутствие бюджета района.
2. Несоответствие материально-технической и учебно-методической базы системы образования требованиям времени.
3. Преобладание оперативного управления над программно-целевым.
4. Низкий уровень социальных гарантий для работников образования.

Целевые установки и направления развития
муниципальной системы образования

Основная целевая установка программы развития образования Домодедовского района состоит в том, что бесплатная для всех социальных слоев общеобразовательная школа определяла и будет определять культурно-образовательный уровень населения.
В связи с этим стратегия развития системы образования Домодедовского района опирается на следующие ключевые ориентиры современной концепции вариативного образования:
- переход от культуры полезности, рассматривающей образование как непроизводительную сферу услуг, к культуре достоинства, определяющей образование как источник расширения возможностей личности, условие достижения личного и профессионального успеха гражданина;
- от школы механического репродуктивного усвоения знаний, умений и навыков - к школам жизненных задач с опорой на продуктивное творческое мышление;
- от обезличенного образования "среднего ученика" - к вариативному образованию, учитывающему индивидуальные особенности личности каждого ученика и предоставляющему ему возможность выбора в системе образования.
Политика и практика вариативного развивающего образования включает такие приоритеты, как обновление качества образования, повышение доступности образования, обеспечение социальной мобильности личности, позволяющей осуществлять смету профессий и образа жизни в динамично изменяющемся обществе.
Целевые установки и приоритеты программы развития образования выступают как необходимые и достаточные условия проектирования многоуровневой системы образования, которая позволяет осуществлять социализацию личности, способной нести ответственность за собственное благополучие и благополучие семьи, родного края, своей страны.
Программа основывается на использовании накопленного в районе интеллектуального, педагогического и ресурсного потенциала, предполагает стабильное функционирование системы образования и возможности создания условий для ее инновационного развития.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru