Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 20.03.2002 № 07/45/б/н
"ОБЗОР ИМЕЮЩЕЙСЯ ПЕРЕПИСКИ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ И ВЗИМАНИЮ НАЛОГА С ПРОДАЖ"

Официальная публикация в СМИ:
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 12, (2 - 8 апреля) 2002






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 20 марта 2002 г. № 07/45/б/н

ОБЗОР ИМЕЮЩЕЙСЯ ПЕРЕПИСКИ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ И ВЗИМАНИЮ
НАЛОГА С ПРОДАЖ

Отдел региональных и местных налогов и сборов Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области, обобщив имеющуюся переписку за II полугодие 2001 г. с инспекциями Министерства РФ по налогам и сборам по Московской области, налогоплательщиками, направляет для сведения и руководства в работе разъяснения отдельных особенностей исчисления налога с продаж в условиях обложения 2001 г. в виде вопросов и ответов.

Вопрос № 1: Являются ли объектом обложения по налогу с продаж ежемесячные вознаграждения, получаемые наличными денежными средствами арбитражными управляющими?

Ответ:
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
Статьей 19 указанного Закона установлено, что арбитражным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, действующего на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Таким образом, арбитражный управляющий выполняет обязанности, возложенные на него Федеральным законом, получая при этом ежемесячное вознаграждение в размере, определяемом собранием кредиторов и (или) утверждаемом арбитражным судом.
Из изложенного следует, что арбитражные управляющие осуществляют полномочия, а также выполняют иные функции, установленные Федеральным законом от 08.01.98 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", что не является в целях обложения по налогу с продаж выполнением работ или оказанием услуг, в связи с чем обязанности по уплате налога с продаж у них не возникает.
Основание: письмо МНС России от 26.07.2001 № 03-3-06/6/2262/1/21-х591.

Вопрос № 2: Что относится к книжно - журнальной и газетной продукции, освобождаемой от обложения налогом с продаж?

Ответ:
В соответствии с п. 13 ст. 4 Закона Московской области от 31.12.98 № 67/98-ОЗ "О налоге с продаж" (с изменениями и дополнениями) не является объектом обложения налогом с продаж стоимость книжно - журнальной и газетной продукции, а также услуг по ее распространению, за исключением книжно - журнальной и газетной продукции рекламного и эротического характера.
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.93 № 17, определен перечень продукции, которая относится к книжно - журнальной и газетной:

2211000 Книги, брошюры, изоиздания, нотные издания,
картографическая продукция, листовки (кроме
рекламных):
2211010 Книги и брошюры (2211120) - (2211230)
2211020 Изоиздания (2211240) - (2211289)
2211030 Плакаты, открытки (2211330) - (2211354)
2211040 Нотные издания (2211380) - (2211450)
2211050 Географические карты (2211470) - (2211821)
2212000 Газеты, журналы и периодические публикации:
2212010 Газеты (2212100) - (2212140)
2212020 Журналы и периодические издания
(2212150) - (2212180)

Таким образом, стоимость вышеперечисленной продукции и услуг по ее распространению, кроме продукции рекламного и эротического характера, не является объектом налогообложения при исчислении и уплате налога с продаж книжными магазинами.

Вопрос № 3: Подлежит ли обложению налогом с продаж стоимость услуг, оказываемых населению ломбардами?

Ответ:
В соответствии с Законом Московской области от 31.12.98 № 67/98-ОЗ "О налоге с продаж" (с последующими изменениями и дополнениями) отдельных льгот по уплате налога с продаж для ломбардов не предусмотрено.
Действующим законодательством деятельность ломбардов определена как принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов (статья 358 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 22 ст. 4 вышеуказанного Закона Московской области установлено, что не является объектом налогообложения стоимость услуг, предоставляемых кредитными организациями, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию.
Деятельность ломбардов подлежит лицензированию согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 984 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности ломбардов".
В соответствии с п. 1 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Таким образом, ломбарды осуществляют краткосрочное кредитование граждан под залог движимого имущества, предназначенного для иного потребления. При этом доход ломбардов от краткосрочного кредитования граждан (проценты) является тем же, чем являются проценты за предоставление кредита кредитной организацией, т.е. выручкой от реализации услуг по кредитованию.
Следовательно, доходы (проценты), получаемые ломбардами от осуществления ими лицензируемой деятельности по предоставлению гражданам кредитов, обеспеченных залогом движимого имущества, предназначенного для личного потребления граждан, налогом с продаж облагать не следует. Вместе с тем плата, полученная ломбардами с граждан за услуги по хранению, а также за оценку предметов залога, является выручкой ломбарда и облагается налогом с продаж в общеустановленном порядке.
Согласно п. 5 ст. 358 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард вправе на основании исполнительной надписи нотариуса по истечении льготного месячного срока продать это имущество в порядке, установленном пп. 3, 4, 6, 7 ст. 350 ГК РФ. Такая реализация осуществляется в соответствии со ст. 334 Гражданского кодекса Российской Федерации для удовлетворения ломбардом своих требований к должнику (залогодателю). Поскольку объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, то при оплате реализуемого имущества наличными денежными средствами либо в иной форме, приравненной для целей исчисления и уплаты налога с продаж к наличному расчету, ломбард (или специализированная торговая организация), осуществляющий реализацию имущества и получающий за него наличные денежные средства, уплачивает налог с продаж в общеустановленном порядке, включив его в цену реализуемого имущества.

Вопрос № 4: Облагаются ли налогом с продаж услуги трансляции телепрограмм по сетям кабельного телевидения?

Ответ:
Согласно п. 13 ст. 4 Закона Московской области от 31.12.98 № 67/98-ОЗ "О налоге с продаж" (с изменениями и дополнениями) не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость услуг радиофикации.
Письмом № УЛ-2/20-2458 от 06.04.2001 Минсвязи Российской Федерации разъяснило, что услуги трансляции телепрограмм по сетям кабельного телевидения к услугам радиофикации не относятся.
Учитывая вышеизложенное, организации, осуществляющие трансляцию телепрограмм по сетям кабельного телевидения, обязаны уплачивать налог с продаж в общеустановленном порядке.

Вопрос № 5: Можно ли отнести к льготируемой группе товаров, не подлежащих обложению налогом с продаж, кетчуп, майонез, бульонные кубики и супы быстрого приготовления?

Ответ:
В соответствии со статьей 4 Закона Московской области "О налоге с продаж" от 31.12.98 № 67/98-ОЗ (в ред. Законов Московской области от 30.11.2000 № 84/2000-ОЗ, от 22.02.2001 № 26/2001-ОЗ, от 29.05.2001 № 97/2001-ОЗ) не является объектом обложения налогом с продаж стоимость реализуемых за наличный расчет в розницу или оптом овощей, плодов и ягод отечественного производства, а также продуктов их переработки (включая консервы, соки, соусы и приправы овощные, грибы, консервы грибные, зелень пряных овощей).
Положения настоящей статьи применяются конкретно по каждому виду товаров (работ, услуг) в соответствии с кодами товаров Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и кодами услуг в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-03.
На основании вышеизложенного и Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, введенного в действие постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 301, письма Министерства экономики Московской области от 20.08.2001 № 18 исх./20-2-3148 к товарам, подлежащим освобождению от обложения налогом с продаж, относится только кетчуп, т.к. он является соусом овощным.
Майонез, бульонные кубики и супы быстрого приготовления подлежат обложению налогом с продаж в общеустановленном порядке.

Вопрос № 6: Какой существует порядок обложения налогом с продаж услуг по проведению дискотек сельскими Домами культуры, состоящими на балансе сельских администраций?

Ответ:
Статьей 4 Закона Московской области "О налоге с продаж" от 31.12.98 № 67/98-ОЗ (в ред. Законов Московской области от 30.11.2000 № 84/2000-ОЗ, от 22.02.2001 № 26/2001-ОЗ, от 29.05.2001 № 97/2001-ОЗ) определен перечень товаров и услуг, стоимость которых не облагается налогом с продаж.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 данного Закона освобождаются от налога с продаж услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями культуры и искусства (в т.ч. клубными учреждениями, включая сельские) при проведении театрально - зрелищных, культурно - просветительских мероприятий, в т.ч. стоимость входных билетов и абонементов. Положения указанной статьи 4 применяются конкретно по каждому виду товаров (работ, услуг) в соответствии с кодами товаров Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и кодами услуг Общероссийского классификатора услуг ОК 002-93.
Услуги по проведению дискотек сельскими Домами культуры, состоящими на балансе сельских администраций, согласно Общероссийскому классификатору услуг ОК 002-93 могут относиться к следующим услугам клубных учреждений, освобождаемых от обложения налогом с продаж.
Организация и проведение:
- танцевальных вечеров - код 053234;
- вечеров отдыха - код 053235;
- балов - код 053241;
- вечеров с участием диск - жокеев - код 053242.
Основание: письмо Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Московской областной Думы № Д-17-438 от 18.07.2001.

Вопрос № 7: Относятся ли к продаже за наличный расчет расчеты с использованием корпоративных кредитных и иных платежных карточек (в т.ч. пластиковых)? Возникает ли при этом объект обложения налогом с продаж?

Ответ:
В соответствии с абзацем 18 пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек приравнивается к продаже за наличный расчет независимо от того, кому осуществляется продажа - физическим или юридическим лицам.
Таким образом, при расчетах с использованием корпоративных кредитных и иных платежных карточек (в том числе пластиковых) возникает объект обложения налогом с продаж.
В свою очередь термин "банковская карта" обобщающий, обозначает все виды платежных карт, различающихся как по названию и набору оказываемых с их помощью услуг, так и по техническим возможностям и организациям, их эмитирующим.
Платежные карты по технической характеристике разделяются на следующие виды: кредитные и дебетовые, магнитные и чиповые, корпоративные и личные (зарплатные). Корпоративная карточка открывается юридическим лицам и предназначена для управления счетом юридического лица. Выдается она банком - эмитентом или организацией - распространителем отдельным сотрудникам фирмы, правомочным пользоваться ее средствами, а потому на корпоративной платежной карточке, кроме названия фирмы, выбивается имя пользователя. Применять ее может только один человек, которому при оплате товаров, работ или услуг придется подтвердить свою личность.
Ответственность за надлежащее использование корпоративной карты перед банком несет юридическое лицо - владелец, а физическое лицо - пользователь, в свою очередь, отчитывается перед бухгалтерией фирмы за все расходы, произведенные по корпоративной карте.

Вопрос № 8: Подлежит ли обложению налогом с продаж реализация за наличный расчет кур - гриль?

Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Московской области "О налоге с продаж" от 31.12.98 № 67/98-ОЗ (с изменениями и дополнениями) освобождается от обложения налогом с продаж реализация за наличный расчет мяса и мясопродуктов, включая мясо птицы, субпродукты пищевые, кулинарные изделия.
Поскольку куры - гриль относятся к кулинарным изделиям, они не попадают под обложение налогом с продаж.

Вопрос № 9: Освобождается ли от обложения налогом с продаж печенье "Курабье бакинское"?

Ответ:
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Московской области от 31.12.98 № 67/98-ОЗ "О налоге с продаж" (с последующими изменениями и дополнениями) печенье относится к товарам, стоимость которых не является объектом налогообложения по налогу с продаж.
Однако печенье "Курабье бакинское" весовое (код 913911 по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-03) относится к группе продукции 913900 - "сладости восточные и прочие мучные изделия", в то время как код товарной группы "Печенье" - 913100.
Следовательно, стоимость печенья "Курабье бакинское" подлежит налогообложению по налогу с продаж в установленном порядке.

Вопрос № 10: Является ли объектом обложения налогом с продаж стоимость квартир, приобретенных работниками у своей организации за наличный расчет (в т.ч. с рассрочкой платежей)?

Ответ:
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Московской области от 31.12.98 № 67/98-ОЗ "О налоге с продаж" (в ред. от 30.11.2000 № 84/2000-ОЗ, от 22.02.2001 № 26/2001-ОЗ и от 24.05.2001 № 97/2001-ОЗ) объектом налогообложения по данному налогу признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
При этом к продаже за наличный расчет приравнивается передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
Согласно п. 18 ст. 4 Закона Московской области "О налоге с продаж" стоимость зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг освобождена от обложения налогом с продаж.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Таким образом, стоимость квартир, приобретенных работниками организации и оплаченных за наличный расчет, в том числе и с рассрочкой платежей, при наличии подтверждающих документов рассматривается как льготная.

Вопрос № 11: Являются ли объектом обложения налогом с продаж услуги по техническому обслуживанию антенн коллективного пользования?

Ответ:
В соответствии с абзацем 2 пункта 13 статьи 4 Закона Московской области от 31.12.98 № 68/98-ОЗ "О налоге с продаж" с 01.01.2001 в связи с принятием Закона Московской области № 26/2001-ОЗ от 22.02.2001 включены в льготное обложение налогом с продаж услуги по техническому обслуживанию телеантенны коллективного пользования.
Законом Московской области № 28/136 от 24.05.2001 "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О налоге с продаж" абзац 2 пункта 13 статьи 4 из льготного налогообложения был исключен.
При этом была оставлена льгота по налогу с продаж в соответствии с пунктом 19 статьи 4 по услугам населению и социальной защиты или социальной реабилитации населения по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры (включая услуги по техническому обслуживанию телеантенны коллективного пользования), бытовых машин и бытовых приборов, ремонту металлоизделий, ремонту обуви, одежды, меховых и кожаных изделий, трикотажа.
Вышеуказанные разъяснения по исчислению налога с продаж применяются на территории Московской области только в 2001 году с учетом принятого Закона Московской области "О налоге с продаж" от 31.12.98 № 67/98-ОЗ, принятого решением Московской областной Думы № 4/40 от 29.12.98 (с изменениями и дополнениями от 30.11.2000 № 84/2000-ОЗ, от 22.02.2001 № 26/2001-ОЗ, от 29.05.2001 № 97/2001-ОЗ).
С 01.01.2002 на территории России действует Федеральный закон № 148-ФЗ от 27.11.2001 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которым установлен единый порядок в определении категории налогоплательщиков, объект налогообложения, льготы, особенности исчисления налога с продаж, порядок его исчисления.
Законом Московской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О налоге с продаж" от 24.11.2001 № 187/2001-ОЗ, принятым на основании требований вышеуказанного Федерального закона, определена конкретная ставка налога с продаж, применяемая на территории Московской области, порядок и сроки его уплаты, форма отчетности по данному налогу.
УМНС России по Московской области направлены в МНС России многочисленные вопросы по порядку применения отдельных статей Федерального закона, разъяснения по которым будут доведены до налоговых органов в кратчайшие сроки после их получения.

Заместитель
руководителя Управления
МНС России по Московской области
государственный советник
налоговой службы III ранга
И.А. Сорокина


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru