Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Совета депутатов Домодедовского района МО от 24.05.2002 № 63/9
"О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА НА 1999-2005 ГОДЫ"
(вместе с "ОТЧЕТОМ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА НА 1999-2005 ГОДЫ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМОДЕДОВСКИЙ РАЙОН" МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2002 г. № 63/9

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА НА 1999-2005 ГОДЫ

Анализ хода выполнения Комплексной экологической программы Домодедовского района на 1999-2005 годы свидетельствует о том, что она реализуется не в полном объеме. Цель Программы - поддержание экологически безопасного устойчивого развития района, решение стратегических и текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов - не достигнута. Это обусловлено рядом причин:
- финансовым кризисом, отсутствием необходимых средств для реализации природоохранных мероприятий;
- систематическим нарушением природоохранительного законодательства руководителями предприятий, организаций, учреждений, игнорированием решений и постановлений органов представительной и исполнительной власти, поселков и сельских округов, предписаний контролирующих организаций;
- несовершенством природоохранительного законодательства, постоянной реорганизацией природоохранных органов;
- недостаточным уровнем производственного и государственного контроля;
- отсутствием эффективного экономического механизма природопользования;
- отсутствием системы природоохранной работы на многих предприятиях, неудовлетворительной работой служб, эксплуатирующих природоохранные объекты;
- низким уровнем экологического образования должностных лиц и граждан.
В целях стабилизации и дальнейшего оздоровления экологической обстановки в районе Совет депутатов района решил:
1. Утвердить дополнения к Программе согласно приложениям 1-10 <*>.
2. При утверждении бюджета на 2003 год предусмотреть необходимые средства на:
2.1. Разработку проекта районной планировки с целью закрепления границ и статуса различных планировочных зон.
2.2. Разработку территориальной комплексной схемы охраны окружающей среды г. Домодедово, включая сводный проект нормативов ПДВ по г. Домодедово.
2.3. Реализацию Программы по улучшению водоснабжения и канализования населенных пунктов Домодедовского района на 2000-2004 гг., утвержденной постановлением главы района от 14.04.2000 № 1123, и целевой программы "Чистая вода" по МУП "Домодедовский водоканал", утвержденной решением Московской областной Думы от 11.07.2001 № 12/142.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, вероятно, допущена опечатка: программа, утвержденная решением Московской областной Думы от 11.07.2001 № 12/142 называется "Обеспечение населения качественной питьевой водой и обеспечение водоотведения в Московской области на 2002-2006 годы", а не "Чистая вода".
   ------------------------------------------------------------------

2.4. Разработку мероприятий по экологическому и социально-гигиеническому мониторингу.
2.5. На реализацию программы благоустройства и озеленения внутридомовых территорий.
3. Заслушать вопрос о ходе выполнения решения Совета депутатов района от 26.03.99 № 71/8 "О муниципальной политике по благоустройству населенных пунктов Домодедовского района до 2005 года" в III квартале 2002 г.
4. Обратить внимание главы района на необходимость разработки организационно-технических мер по обеспечению реализации Программы.
5. Рекомендовать редакции газеты "Призыв" наладить ежемесячный выпуск постоянной рубрики, посвященной экологическим проблемам района.
6. Опубликовать отчет о ходе выполнения Комплексной экологической программы Домодедовского района на 1999-2005 годы в газете "Призыв".
7. С целью оперативного принятия решений по эффективному выполнению и корректировке Программы постоянным комиссиям Совета депутатов района заслушивать ход выполнения Программы не реже 1 раза в полугодие.

Глава района
Л.П. Ковалевский





ОТЧЕТ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРОГРАММЫ ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА НА 1999-2005 ГОДЫ

Наличие целого комплекса серьезных и разнообразных экологических проблем в районе потребовало выработки системных подходов к их решению. Это обусловило необходимость разработки комплексной долгосрочной экологической районной программы в целях поддержания экологически безопасного устойчивого развития территории, решения стратегических и текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.
Программа была разработана комитетом по охране окружающей среды при участии отделов и служб администрации района, контролирующих органов (райкомзем, райцентр госсанэпидемнадзора и др.), предприятий района и утверждена Советом депутатов района 26.03.99.
В условиях финансового кризиса главная цель Программы заключается в приоритетной концентрации ресурсов для решения первоочередных задач по улучшению экологической обстановки в Домодедовском районе.
В основу Программы положены следующие приоритеты в природоохранной политике, обеспечивающие решение проблем оздоровления экологической обстановки:
- снижение техногенной нагрузки народно-хозяйственного комплекса;
- минимизация негативных последствий развития индивидуального жилищного строительства и коллективного садоводства;
- усиление контроля за состоянием окружающей среды и здоровья населения;
- экологическое образование, воспитание и просвещение населения;
- предупреждение и минимизация негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- развитие системы сбора и утилизации отходов.
В 1999-2001 гг. в целях реализации Программы администрацией района совместно с природоохранными органами велась многоплановая работа в области охраны окружающей природной среды, продолжалась выработка новых подходов к решению существующих экологических проблем с учетом происходящей структурной перестройки в экономике в условиях финансового кризиса. Указанная работа строилась по следующим основным направлениям:
- принятие управленческих решений, направленных на стабилизацию экологической обстановки, обеспечение рационального природопользования;
- выполнение конкретных природоохранных мероприятий, строительство природоохранных сооружений;
- координация деятельности органов местного самоуправления, природоохранных органов, хозяйствующих субъектов в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования.
За истекший период разработан и принят дополнительно ряд программ, дополняющих и развивающих отдельные положения Комплексной экологической программы:
- программа "О муниципальной политике по благоустройству населенных пунктов Домодедовского района до 2005 года" (решение Совета депутатов района от 26.03.99 № 71/8);
- Программа по улучшению водоснабжения и канализования населенных пунктов Домодедовского района на 2000-2004 гг. (постановление главы района от 14.04.2000 № 1123);
- целевая программа "Чистая вода" по МУП "Домодедовский водоканал" (решение Московской областной Думы от 11.07.2001 № 12/142);
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, вероятно, допущена опечатка: программа, утвержденная решением Московской областной Думы от 11.07.2001 № 12/142 называется "Обеспечение населения качественной питьевой водой и обеспечение водоотведения в Московской области на 2002-2006 годы", а не "Чистая вода".
   ------------------------------------------------------------------

- об упорядочении сбора, хранения, транспортировки и обезвреживания ртутьсодержащих отходов в Домодедовском районе (постановление главы района от 17.02.2000 № 457);
- об утверждении Положения о порядке вывоза твердых и жидких бытовых отходов (постановление главы района от 10.10.2000 № 3046) и др.

Основные направления градостроительной политики

Комплексной экологической программой (далее - Программа) предусматривалось составление генеральных планов населенных пунктов района, однако из-за отсутствия бюджетного финансирования за истекший период указанные генпланы не разрабатывались (включая город Домодедово и пос. Востряково, Востряково-1). В основном проводилась работа по разработке генпланов отдельных территорий, выделенных под новую застройку (в деревнях Лукино и Котляково Колычевского сельского округа, микрорайонах в пос. Южный, ЦОС ВИУА, ул. Луговая, Дубки, 1-м микрорайоне пос. Барыбино и др.).
Таким образом, продолжалась негативная практика предоставления земельных участков гражданам до решения вопросов инженерного обеспечения территорий, что способствовало усилению негативных экологических последствий, обусловленных бурным развитием индивидуального жилищного строительства начала 90-х годов, когда выделение обширных территорий под ИЖС производилось, как правило, без разработки генеральных планов или схем застройки с учетом развития инженерных сетей.
Практическое отсутствие инженерной инфраструктуры (водоснабжение, канализование, газоснабжение, подъездные пути и др.) породило серьезнейшие крупномасштабные экологические проблемы в настоящее время:
- массовый характер принимает бурение индивидуальных скважин, причем далеко не всегда это производится силами специализированных организаций с соблюдением действующих санитарно-гигиенических и экологических норм и правил. Таким образом, резко усиливается угроза загрязнения подземных водоносных горизонтов, происходит неконтролируемый водоотбор питьевой воды. Ситуация усугубляется тем, что по данным "Геоцентра-Москва" в долине р. Пахры и ее притоков, где находится множество населенных пунктов, садоводческих товариществ и других объектов, основной водоносный горизонт, используемый для централизованного водоснабжения населения, - подольско-мячковский залегает на небольшой глубине и является первым от поверхности земли. Грунтовые воды здесь полностью отсутствуют. Бурение мелких скважин может привести к загрязнению основного водоносного горизонта из-за несовершенства бурения и отсутствия зон санитарной охраны скважин.
В настоящее время эксплуатация подавляющего большинства коттеджей осуществляется без очистных сооружений, отвечающих современным требованиям охраны окружающей среды. В лучшем случае хозфекальные стоки сбрасываются в выгреб, далеко не всегда герметичный. Устройство фильтрующих выгребов, несоблюдение правил эксплуатации местных отстойников, несанкционированный сброс неочищенных стоков в водоемы приводят к крупномасштабному загрязнению земель, поверхностных и подземных вод.
Загрязнение подземных вод приводит к ухудшению качества питьевой воды, что подтверждается данными райцентра госсанэпиднадзора.
Для минимизации вышеперечисленных негативных последствий на территории Московской области введены в действие территориальные строительные нормы, регулирующие порядок проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов малоэтажной застройки (ТСН). В соответствии с указанными нормативными документами ввод индивидуальных жилых домов в эксплуатацию возможен только при условии полного инженерного обеспечения (водоснабжение, канализация и т.д.). С 1998 года в районе индивидуальные дома начали приниматься с учетом ТСН государственными приемочными комиссиями с участием представителей 6-го отдела Госархстройнадзора, глав администраций поселков и сельских округов, райцентра госсанэпиднадзора. Однако если учесть, что в эксплуатацию сдана незначительная часть построенных жилых домов, данная проблема остается весьма острой. Поэтому местным администрациям необходимо активизировать свою деятельность по пресечению неконтролируемого бурения скважин, строительству колодцев, а также строительству систем водоотведения, не соответствующих санитарно-гигиеническим и экологическим нормам и требованиям. Между тем, по данным администраций, ими практически не выявляются и не пресекаются подобные нарушения, что способствует их дальнейшему распространению.
Благодаря позиции администрации, уполномоченного ЦДПР по Домодедовскому району, 6-го отдела Госархстройнадзора приемка законченных строительством объектов в последние годы осуществляется при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектам. Это позволяет на практике реализовать требование природоохранного законодательства о выполнении экологических и санитарно-гигиенических требований, предусмотренных утвержденными проектами.
Для решения вопросов отстоя автотранспорта разработаны схемы размещения ГСК, стоянок и парковок для грузового и легкового транспорта в поселках и крупных сельских населенных пунктах; построено 3 парковки для легкового транспорта в пос. Востряково-1, 3 - в г. Домодедово, 9 - в пос. Чурилково, 3 - в ПЗ "Константиново"; не допускается ввод в эксплуатацию новых объектов, не обеспеченных местами для парковки с учетом современных потребностей, включая многоэтажные жилые дома.
К сожалению, представить более глубокий анализ градостроительной политики не представляется возможным из-за отсутствия информации от главного архитектора района.

Охрана и рациональное использование вод

Вопросам улучшения водохозяйственной обстановки уделялось самое серьезное внимание, т.к. от этого напрямую зависит состояние водоисточников, санитарно-эпидемиологическое благополучие территории и здоровье населения. Тем не менее продолжается прогрессирующее загрязнение поверхностных и подземных вод, истощение запасов основного источника централизованного водоснабжения района - подольско-мячковского водоносного горизонта, связанное с многолетней практикой бесконтрольного отбора подземных вод в количествах, превышающих расчетные дебиты скважин на ограниченных площадях. В городе и поселках нет резервного водоснабжения. Однако средства на разведку и освоение новых, экологически более безопасных месторождений подземных вод в восточной и южных окрестностях города не выделяются.
Загрязнение поверхностных и подземных вод обусловлено следующими причинами:
- с ухудшением финансового положения ухудшилось санитарно-техническое состояние скважин, используемых для централизованного водоснабжения, а также колодцев;
- высокое содержание железа в артезианских водах района и отсутствие станций обезжелезивания приводят к подаче некачественной питьевой воды жителям поселка Барыбино, ЦОС ВИУА, Востряково, Белые Столбы, ОПХ "Ильинское", д. Заборье и других населенных пунктов;
- продолжаются многочисленные нарушения режима использования земель в водоохранных зонах и прибрежных полосах водоемов и водотоков;
- так, сельхозпредприятия распахивают земли практически до уреза воды (агрофирмы "Ямская", "Павловская" и др.), игнорируя ранее принятые решения о залужении или залесении указанных земель. Управлением сельского хозяйства и сельхозпредприятиями не разработан комплекс мер по снижению негативного влияния на состояние водоемов, обусловленного распашкой земель в их водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах;
- в водоохранных зонах продолжают функционировать производственные объекты (МТФ племзавода "Русь", Константиновская шерстопрядильная фабрика и др.);
- обширные территории в водоохранных зонах и прибрежных полосах заняты под индивидуальным жилищным строительством и коллективным садоводством. Имеют место многочисленные факты самозахватов гражданами указанных земель под огороды, строительство сараев и гаражей.
Отсутствие обустроенных зон отдыха приводит к устройству стихийных стоянок автотранспорта, захламлению земель, загрязнению земель и поверхностных вод в результате мойки автотранспорта на берегах водоемов. В 1999-2001 гг. частично выполнены работы по созданию зон отдыха в ПКиО "Елочки" за счет средств районного экофонда (285 тыс. руб.), в д. Лобаново Лобановского сельского округа, по очистке прудов в д. Юсупово Константиновского сельского округа, в д. Сонино Растуновского сельского округа, в д. Сокольниково Угрюмовского сельского округа - за счет средств граждан;
- даже при значительном сокращении поголовья скота серьезной остается проблема загрязнения земель и водоемов навозными стоками в результате несоблюдения экологических норм и правил по его хранению и применению;
- значительный ущерб водным ресурсам наносят загрязненные поверхностные стоки, поступающие с территории района. Указанные стоки содержат взвешенные вещества, нефтепродукты, органические загрязнения, минеральные соли, а также специфические примеси, содержащиеся в поверхностных стоках производственных объектов (прежде всего тяжелые металлы) и сельхозугодий (остатки органических и минеральных удобрений, пестицидов).
Между тем строительство систем сбора и очистки поверхностных сточных вод ведется крайне неудовлетворительно. Очистными сооружениями ливнестоков оснащены лишь АЗС района, АБЗ-1, ЗАО "Прокос", МК-101, ГСК "Маяк-2", ООО "Монумент", промбаза ДРСУ-6 в г. Домодедово. Ведется строительство на промбазе ОАО "Центрдорстрой" в г. Домодедово, ОАО "ДЗ ЖБИ", ООО агрофирма "Тверское", ГП "Домодедовский автодор" (пескобаза в с. Кузьминки), ООО "Русинвест-Т", ГСК "Рассвет", ООО "Стокнот", ОАО "Рыбстроймонтаж", ОАО "342 Механический завод".
Кроме того, 20 предприятий разработали проекты внутриплощадочных дождевых канализаций с локальными очистными сооружениями на выпуске: ЗАО "Промкомбинат", ЗАО "Фирма "Чистая вода", ТПП "Энерготорг", Домодедовский филиал ОАО "Мосавторемсервис", ЗАО "ОАТ-Ирмаст-Центр", ООО "Леес", ООО ПКФ "Домос", ДСД "Центр", ООО "Агроресурс", ПЗ "Барыбино" (на территорию АЗС), ГП "Домодедовский автодор" (центральная база), МК-36, ОАО "Белостолбовский кирпичный завод", РСФ "Теремок", ОАО "Атран", ООО "Регион", ОС "Подмосковье" (территория мазутохранилища), БФ ВНИИАС МПС РФ, ООО "Сервисснабсбыт", ГФФ.
Администрацией района совместно с Центральным ДПР (ЦДПР) прорабатывается вопрос о строительстве единых очистных сооружений дождевой канализации ряда предприятий, расположенных в южной части промзоны г. Домодедово, на долевых началах: ЗАО "Русичи", АТП-21, ЗАО "Мособлстройтрест № 11" и др.
Серьезный негативный вклад в загрязнение земель и поверхностных водоемов вносит аэропорт "Домодедово". Это обусловлено отсутствием систем очистки поверхностного стока, моек автотранспорта с оборотным водоснабжением, систем сбора и очистки противообледенительной жидкости "Арктика" на участке обработки воздушных судов, очистки стоков от мойки воздушных судов. В результате поверхностные стоки с территории в 1211 га без очистки сбрасываются в окружающую среду. Строительство экспериментальных очистных сооружений на объединенном выпуске № 4, 5 было начато еще в 1994 г., но прекращено в 1998 г. из-за отсутствия финансирования.
По настоянию Центрального ДПР и администрации района аэропортовым комплексом выделен 1 млн. руб. на 2001-2002 гг. для проведения комплексного обследования территории аэропорта с разработкой концепции (ТЭО) по очистке поверхностных стоков.
ЗАО "Газстрой" построена современная мойка с водооборотом для легковых автомобилей по ул. Комсомольской в г. Домодедово.
Завершается строительство моек автотранспорта с водооборотом в ОАО "Рыбстроймонтаж", ГП "Домодедовский автодор" (участок № 2 в с. Кузьминки).
ООО "Грейс" завершает строительство системы очистки промстоков с оборотным водоснабжением стоимостью 103 тыс. руб.
Необходимо отметить, что администрация района совместно с природоохранными органами проблеме строительства дождевой канализации и очистных сооружений ливнестоков уделяет серьезное и постоянное внимание.
В 1992 г. была разработана схема дождевой канализации г. Домодедово, затем рабочие проекты строительства дождевой канализации с территорий 1-го и 2-го водосборных бассейнов (всего их 3 согласно схеме) и очистных сооружений на выпуске 1-й очереди (микрорайоны "Елочки", "Южный", промзона).
Застройка микрорайонов ведется с учетом указанных проектов. Построенные сети дождевой канализации передаются на баланс МУП "Домодедовский водоканал".
В последние годы разработаны проекты дождевой канализации индивидуальной жилой застройки западной части г. Домодедово, микрорайонов "Новый", "Дружба", МК-36 в жилпоселке. В настоящее время ведется реконструкция Каширского шоссе в пределах городской черты, ожидается, что по ее завершении будет наконец-то решена проблема водоотвода с перекрестков.
Для поддержания сети дождевой канализации в надлежащем состоянии необходимо решить вопрос по дополнительному финансированию МУП "Домодедовский водоканал".
Состояние водных ресурсов в значительной мере зависит от развития сетей централизованной канализации и эффективности работы очистных сооружений. Ежегодно из 15 млн. куб. метров сточных вод более 75% сбрасывается недостаточно очищенными, загрязняя почвы и водоемы.
Начатые строительством 5-10 лет назад очистные сооружения хозфекальных стоков превратились в долгострои: III очередь очистных сооружений г. Домодедово, очистные сооружения на центральных усадьбах ПЗ "Константиново", агрофирмы "Ямская", совхоза "Ледово", ОПХ "Ильинское", ПЗ "Русь". В результате сооружения разрушаются, оборудование расхищается. Не ведется реконструкция или строительство очистных сооружений в д. Павловское, военсовхозе "Лобаново", воинских частях 20768, 56135, 92574, 13987, 83320 и др.
Из-за сложного финансового положения на продолжение строительства III очереди городских очистных сооружений в 1999-2001 гг. было выделено 54,25 млн. руб., что не позволило ввести в эксплуатацию I пусковой комплекс. Для ввода в эксплуатацию I пускового комплекса необходимо изыскать 75 млн. руб., между тем областным бюджетом на указанные цели предусмотрено выделение только 25 млн. руб., администрации района нужно предпринять серьезные усилия по обеспечению дополнительного финансирования.
В 1999-2001 гг. проведена реконструкция очистных сооружений д/о "Салют". Ведется строительство новых очистных сооружений производительностью 600 куб. м/сут. базы отдыха "Бугорок" ГУВД г. Москвы, ОПК "Бор" производительностью 3000 куб. м/сут., разработан проект реконструкции очистных сооружений б/о "Нефтяник", разрабатывается проект очистных сооружений в/ч 13987.
Необходимо отметить, что водохозяйственная ситуация во многом зависит также от состояния инженерных сетей (водопровод, канализация, теплотрассы). Износ сетей приводит к систематическим утечкам как чистой воды, так и неочищенных стоков, вследствие чего имеют место следующие отрицательные последствия:
- загрязнение земель, поверхностных и подземных вод;
- заболачивание земель, подъем уровня грунтовых вод;
- потери воды питьевого качества при существующем дефиците.
В последние годы проведена огромная работа по передаче ведомственного жилого фонда и инженерных сетей и сооружений на баланс муниципальных предприятий. Это позволило повысить качество эксплуатации инженерных сетей, очистных сооружений и сократить объем сбросов загрязненных стоков в водоемы, в некоторой степени смягчить вышеуказанные негативные тенденции.
В 1999-2001 гг. МП "Водоканал" выполнены хозспособом работы по капитальному ремонту, реконструкции и строительству инженерных сетей и сооружений на сумму 35 млн. руб.
В 1999 г. завершено строительство водопровода аэропорт - Востряково-1 протяженностью 4,63 км, что позволило снять проблему дефицита воды в поселке.
Полученные из областного бюджета 387 тыс. руб. израсходованы на окончание строительства станции обеззараживания воды в пос. Востряково-1. В 2002 г. после завершения пусконаладочных работ планируется ввести ее в эксплуатацию. Кроме того, предприятием разрабатывается проект по строительству станции обезжелезивания в пос. Востряково-1, в истекшем году на проектирование уже израсходовано 130 тыс. руб. Ввод в эксплуатацию этих объектов позволит решить проблему снабжения качественной питьевой водой второго по численности населенного пункта.
Для улучшения качества подаваемой воды ведется строительство станции обезжелезивания в пос. ЦОС ВИУА производительностью 800 куб. м/сут., введена в эксплуатацию станция обезжелезивания воды в ЗАО "АВК Домодедово".
Кроме того, построен водопровод длиной 1 км в психбольнице № 2, отремонтирована скважина в Госфильмофонде России.
В 2000 г. завершено строительство важнейшего природоохранного объекта - городского магистрального канализационного коллектора протяженностью 8,4 км и главной канализационной насосной станции. Это позволяет ликвидировать систематические сбросы неочищенных стоков на рельеф, а также затопление стоками подвалов жилых домов в г. Домодедово, которые имели место ранее вследствие неудовлетворительного состояния городских сетей канализации. Кроме того, появилась перспектива подключения к централизованной канализации частного сектора. В 2001 г. указанные работы проводились жителями, проживающими на ул. Ленинской, Центральной, Новомосковской, Восточной, Рабочей и др. Силами ЗАО СК "Дружба" проведена санация канализационного коллектора по ул. 25 лет Октября.
Важной организационной мерой по обеспечению надлежащего состояния канализационных сетей является наличие правил приема сточных вод в системы канализации населенных пунктов района, что позволяет осуществлять контроль за абонентами на системной основе.
МУП "Домодедовский водоканал", являющимся основным балансодержателем канализационных сетей в районе, разработаны указанные правила только для г. Домодедово и пос. Востряково-1. Правила приема разработаны также ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" для территории аэропорта.
Важным элементом природоохранной деятельности является нормирование качества окружающей среды. Установление природопользователям нормативов на выбросы, сбросы, размещение отходов, другие виды физического воздействия преследует целью установление предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения, обеспечивающих рациональное природопользование.
Программой предусматривалась разработка проектов нормативов предельно допустимых сбросов и мероприятий по достижению ПДС природопользователями. В последние годы эта работа ведется активно: из 129 природопользователей, обязанных иметь данный документ, 115 разработали проекты нормативов ПДС. Существующая ежегодная система продления разрешений на сброс позволяет осуществлять систематический экологический контроль за ходом выполнения природоохранных мероприятий. В результате за последние годы активизировалась работа предприятий по проектированию и строительству природоохранных объектов, что видно по информации, приведенной выше.
Серьезное внимание уделялось проблемам ресурсосбережения. В последние годы законченные строительством объекты, в т.ч. жилые дома, не принимаются без счетчиков на горячую и холодную воду.
Безусловно, кардинального изменения водохозяйственной обстановки в районе можно ожидать только после реализации Программы по улучшению водоснабжения и канализования населенных пунктов Домодедовского района на 2000-2004 гг., утвержденной постановлением главы района от 14.04.2000 № 1123, а также целевой программы "Чистая вода", разработанной МУП "Домодедовский водоканал" на 2002-2005 годы и утвержденной решением Московской областной Думы от 11.07.2001 № 12/442.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, вероятно, допущена опечатка: программа, утвержденная решением Московской областной Думы от 11.07.2001 № 12/142 называется "Обеспечение населения качественной питьевой водой и обеспечение водоотведения в Московской области на 2002-2006 годы", а не "Чистая вода".
   ------------------------------------------------------------------


Охрана атмосферного воздуха

С целью сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Программой предусматривался ряд мероприятий. В частности, разработка проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и мероприятий по достижению нормативов ПДВ предприятиями, расположенными на территории района и имеющими стационарные источники выбросов. В настоящее время из 181 предприятия, обязанного иметь проекты нормативов предельно допустимых выбросов, утвержденные проекты и разрешения имеют 93.
Сводный том нормативов ПДВ по г. Домодедово не разработан из-за отсутствия финансирования.
Лабораторный контроль за состоянием атмосферного воздуха на границе санитарно-защитных зон предприятий должным образом не осуществляется. Проведение контроля на территории района в основном проводится лабораторией ДЦ ГСЭН, за отчетный период выполнено 744 обследования.
Для осуществления контроля за выбросами от автотранспорта ежегодно проводится операция "Чистый воздух" силами райотдела ГИБДД при проведении ежегодного технического осмотра транспортных средств, инспекцией по охране окружающей среды, ЦДПР.
Программой предусматривалось внедрение системы инструментальной проверки технического состояния транспортных средств в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 04.07.97 № 153-ПГ, однако на территории Домодедовского района центр инструментального контроля автотранспортных средств не создан, поэтому осуществление производственного контроля за токсичностью и дымностью отработавших газов автомобилей предприятиями района в основном проводится с привлечением специализированной организации ООО "Трэк". Из 123 предприятий, имеющих на балансе автотранспорт, указанный контроль осуществляют 44. Хорошо налажен производственный контроль за токсичностью и дымностью отработавших газов автомобилей в ПАТП, ЗАО "Домодедово Джет Сервис", ЗАО "АТБ Домодедово" и др.
С целью уменьшения загрязнения воздушного бассейна в населенных пунктах предусматривалось усиление контроля за прохождением транзитного автотранспорта через г. Домодедово и п. Востряково. Контроль осуществляется силами районного отдела ГИБДД и 7 СБ 2 СП ДПС ГУВД МО. В 2001 г. за нарушение требований дорожного знака "Движение транзитного транспорта запрещено", установленного на въезде и выезде из г. Домодедово, к административной ответственности привлечено 38 водителей.
Важным фактором, способствующим сокращению выбросов токсичных веществ в атмосферу, включая свинец, является организация контроля за качеством реализуемых моторных топлив. В настоящее время предприятия, имеющие автозаправочные станции и пункты, принимают топливо от нефтеналивных баз только при наличии паспортов качества установленного образца. Кроме того, для того чтобы не допустить реализации и применения этилированного бензина, содержащего свинец, на стадии выбора земельных участков под размещение АЗС и выдачи заключений при оформлении лицензии на реализацию моторных топлив уполномоченным ЦДПР по Домодедовскому району выдаются требования о недопущении реализации этилированного бензина.
Администрацией района совместно с природоохранными органами проводится целенаправленная политика по газификации котельных. Основная масса котельных, работающих на твердом и жидком топливе, переведена на газовое топливо в течение 1998-1999 гг., а именно: 4 котельные МП "Теплосеть" в д. Житнево, д. Лямцино, д. Шишкино, п. Белые Столбы-2.

Охрана земель и недр

Организационно-технические мероприятия по охране земель и недр в 1999-2000 гг. практически не выполнялись из-за отсутствия средств. В сентябре 2001 г. Институт ГИС ФЗК "Земля" приступил к работе по выполнению государственной кадастровой оценки земель поселений Домодедовского района. На указанные цели выделено 400 тыс. руб. из федерального бюджета. Активное участие в данном мероприятии принимают районные службы, администрации района, поселков и сельских округов.
Во исполнение Программы принято постановление главы района от 17.10.2001 № 2937 "О закреплении территорий г. Домодедово за предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами" с целью улучшения санитарного состояния города.
Необходимо отметить, что в последние годы вследствие усиления контроля за деятельностью недропользователей уменьшилось количество выявленных фактов самовольной разработки недр, в основном соблюдаются сроки проведения рекультивации нарушенных земель после отработки месторождений. Анализ выполнения конкретных мероприятий по рекультивации нарушенных земель приведен ниже.

Охрана лесов, организация заповедных территорий

Программой предусматривалась реализация ряда организационных мероприятий по данному направлению. В частности, подготовлены и переданы в лесоустроительную экспедицию документы о переводе хозяйственной части лесхоза в лесопарковую. Указанные документы должны быть учтены при подготовке материалов лесоустройства на следующие 10 лет. Решение данного вопроса позволяет повысить категорию защитности лесов на территории района.
Принято постановление главы района "Об обмене земельными участками между Подольским управлением лесами и сельскохозяйственными предприятиями района в целях рационального и эффективного использования лесных земель, устранения чересполосицы в землепользованиях".
Для предотвращения захламления земель и лесных массивов ГП "Домодедовский автодор" и УГП "ДРСУ-6" оборудовано 7 контейнерных площадок, установлено 12 контейнеров. Это дало положительные результаты в виде сокращения несанкционированных свалок в лесах. Но, с другой стороны, на санитарные площадки, прежде всего на площадку на дороге Лямцино - Ловцово, вывозится такое огромное количество мусора от садоводческих товариществ, коттеджной застройки, что ГП "Домодедовский автодор" не успевает своевременно вывозить мусор на полигон.
Домодедовским лесхозом проводится постоянная работа по охране леса. Так, с целью обеспечения соблюдения режима ограничения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водоемов было проведено 12 рейдов совместно с обществом охотников и рыболовов, установлено 30 аншлагов на соответствующую тематику, в местах съездов установлено 13 шлагбаумов.
Проведено лесопатологическое обследование на территории гослесфонда общей площадью 1502 га. С целью защиты лесов в 2001 г. проведены истребительные меры борьбы с вредителями биологическими методами на площади 112 га, на указанные мероприятия израсходовано 22,1 тыс. руб., установлено также 555 скворечников и синичников.
В соответствии с Программой были подготовлены обосновывающие материалы по объявлению памятником природы природного объекта "Стратотип Московского яруса". Указанный объект расположен в карьере "Рыбушкин овраг" ОАО "ДЗСМиК" и представляет собой искусственное обнажение горных пород, являющееся стратотипом (эталонным разрезом) Московского яруса среднего отдела каменноугольной системы. Границы объекта обозначены на местности, в охранной зоне соблюдается установленный режим.
Программа организации особоохраняемых природных территорий в целом по району не разработана из-за отсутствия финансирования.

Организация санитарно-защитных зон, организация системы
экологического мониторинга

Наиболее мощным источником антропогенного воздействия на окружающую природную среду является аэропорт "Домодедово". Эксплуатация аэропорта прежде всего приводит к интенсивному шумовому воздействию, загрязнению земель и поверхностных водоемов стоками, сбрасываемыми без очистки, с обширной территории в 1211 га. В 1990 году был разработан проект санитарно-защитной зоны аэропорта "Домодедово", который содержал комплекс мер по улучшению акустической обстановки. Однако проект был отклонен государственной экологической экспертизой. Корректировка проекта своевременно не проведена, реализация мероприятий не начиналась.
С 1990 года произошли глубокие структурные изменения в аэропорту "Домодедово", он стал международным. Принято постановление Администрации Московской области и Министерства транспорта РФ от 07.10.96 № 535-ПГ-79 "О развитии международного аэропорта "Домодедово". На основании указанного постановления проведена корректировка генплана развития аэропорта на перспективу. Однако генплан дважды отклонялся Государственной экологической экспертизой Мособлкомприроды от согласования в связи с тем, что в проекте не проработаны в полной мере отдаленные экологические последствия его реализации, не разработаны проект единой санитарно-защитной зоны для аэропорта в целом с учетом всех факторов воздействия (шум, ЭМИ, выбросы в атмосферу и т.д.) и схема экологического мониторинга в зоне влияния аэропорта. Между тем система экологического мониторинга позволит осуществлять постоянную оценку воздействия аэропорта на состояние окружающей среды (ОВОС) и своевременно корректировать концепцию его развития.
Обязательное условие разработки проекта СЗЗ и организации экологического мониторинга с проведением ОВОС было записано и в решении коллегии Минмособлстроя от 22.12.97 со сроком реализации в 1998-1999 гг. Однако до настоящего времени корректировка генплана по замечаниям государственной экологической экспертизы не проведена, разработка вышеуказанных документов даже не начата. Тем не менее под давлением администрации района и Центрального ДПР ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" разработана комплексная природоохранная программа на 2002-2005 гг., которой, в частности, предусмотрено выделение 225 тыс. руб. в 2002 г. на разработку проекта СЗЗ аэропорта, а также выделение 315 тыс. руб. на разработку проекта экологического мониторинга в 2003 г. и 3 млн. руб. в 2004-2005 гг. на поэтапную реализацию указанного проекта.
К сожалению, большинство мероприятий по экологическому мониторингу не выполнялось из-за отсутствия средств. В 1997 г. НПТ "Ноэкс" была разработана программа экологического мониторинга в зоне влияния городского полигона по договору с МП "ККПиБ". Режимные наблюдения проводились в 1997-1998 гг., в 1999 г. они были свернуты из-за отсутствия финансирования. В настоящее время необходимо возобновить наблюдения прежде всего по воздействию полигона ТБО на состояние подземных вод.

Основные направления решения проблем обращения
с отходами производства и потребления

В соответствии с Программой значительное внимание уделялось упорядочению природопользования в сфере обращения с отходами производства и потребления с целью предотвращения возникновения несанкционированных свалок, захламления и загрязнения земель. Общеизвестно, что в районе существует немало свалок по опушкам, в оврагах, вдоль дорог. Особенно их количество возрастает весной, в том числе и за счет вывоза мусора из Москвы. Необходимо отметить, что на эти свалки вывозится не только бытовой мусор, но и токсичные отходы: ртутьсодержащие (отработанные люминесцентные лампы, батарейки), аккумуляторы с электролитом и др. В результате в окружающую среду поступают токсиканты I и II классов опасности, прежде всего тяжелые металлы - ртуть, кадмий, свинец, цинк.
Работа по наведению должного санитарного порядка на территории района строится с учетом основополагающего принципа - решение данной проблемы возможно только при создании комплексной системы сбора, хранения, транспортировки, переработки, обезвреживания, захоронения отходов производства и потребления. Указанная система развивается в следующих направлениях:
- создается общерайонная система централизованного сбора и вывоза мусора. Для развития необходимой материально-технической базы в 1997 г. Советом депутатов района по предложению главы района был введен сбор за уборку территории населенных пунктов в размере 60 руб. в год с домовладения.
В 1998 году в районе началось строительство контейнерных площадок и установка мусоросборников в частном секторе г. Домодедово и в сельских населенных пунктах, организован систематический вывоз мусора из ряда сел и деревень. Разработаны схемы размещения контейнерных площадок практически для всех населенных пунктов.
В настоящее время в населенных пунктах обустроено 725 контейнерных площадок, установлено 2200 мусоросборников. Централизованной системой сбора и вывоза мусора охвачены город, все поселки (4) и 80 сел и деревень из 150. Наиболее успешно в этом направлении работают администрации Константиновского и Одинцовского сельских округов, в которых осуществляется вывоз из всех населенных пунктов.
Недостаточное внимание проблеме санитарной очистки подведомственных территорий уделяется администрациями Вельяминовского, Лобановского, Краснопутьского, Растуновского, Угрюмовского, Ямского сельских округов, пос. Востряково, Барыбино.
Возросло количество садоводческих товариществ, от которых мусор вывозится на полигон ТБО: с 15 в 1997 г. до 182 в 2001 г., фактически мусор вывозился из 158. К сожалению, в садоводческих товариществах эта проблема остается по-прежнему острой, т.к. централизованной системой сбора и вывоза мусора охвачено только 48,6% товариществ. В этом плане администрациям района, поселков и сельских округов, природоохранным органам нужно продолжать работу по дальнейшему наведению порядка, и прежде всего администрациям поселков Барыбино и Востряково, Вельяминовского, Колычевского, Лобановского, Растуновского сельских округов.
В районе развивается система сбора вторичных ресурсов и производственных отходов: макулатуры, металлолома, отработанных шин, ртутьсодержащих ламп и т.д.
В области обращения с отходами в районе действует 17 предприятий, большинство из них (9) имеет лицензии на право транспортировки ТБО от ведомственного жилого фонда и собственных объектов (ОС "Подмосковье", ЗАО "Мособлстройтрест-11", д/о "Москвич" и др.). Несколько предприятий специализируется на приемке вторсырья: ООО "Эко-Сырье" (текстиль, лом черных и цветных металлов, пластмассы, макулатура, отработанные люминесцентные лампы), ООО "Континент" (макулатура), ООО "Трест-Металл" (лом черных металлов), ООО "Редбор" (лом черных и цветных металлов), ЗАО "Росмаш-Трейд" (лом цветных металлов).
В 2001 г. ООО "Эко-Сырье", ЗАО "Росмаш-Трейд" и ООО "Континент" принято 3069,28 т вторичного сырья. Кроме того, ООО "Эко-Сырье" принято 1,83 т отработанных аккумуляторов и 3390 ртутьсодержащих ламп.
В результате ТО и ТР автомобилей Домодедовским филиалом ОАО "Мосавторемсервис" принято 3 т отработанного масла, 2,3 т лома черных металлов, 0,06 т отработанных масляных фильтров.
На хорошем уровне организована работа по приему отходов от ТО и ТР автомобилей в ЗАО "АТБ Домодедово".
В 2001 г. предприятием принято от сторонних организаций 11,5 т лома черных металлов, 15,3 т отработанного масла, 5,8 т отработанных аккумуляторов, 27,9 т отработанных покрышек и 0,4 т масляных фильтров.
С 1999 г. действует участок ООО "Эко-Сырье" по первичной сортировке ТБО. Пока извлекаются следующие компоненты: макулатура, стеклобой, текстиль, лом цветных и черных металлов, аккумуляторы, пластмассы. От общего объема вывозимых ТБО доля ТБО, прошедших сортировку в 2001 г., составила 14,2% (в 2000 г. - 12,9%). В 2001 г. в результате сортировки получено 2284 т вторичных ресурсов.
В 2000 г. функционировали 2 пункта приема вторсырья от населения, принято 12,4 т макулатуры; в 2001 г. работал 1 пункт приема, принято 1,1 т макулатуры и 0,8 т цветных металлов.
Указанное направление очень перспективно, т.к. при этом повторно используются ценные ресурсы, сокращаются объемы захораниваемых отходов и, следовательно, увеличивается срок службы полигона, предотвращается поступление токсичных элементов на несанкционированные свалки; необходимо его всемерно развивать.
Серьезной профилактической мерой, направленной на предотвращение загрязнения окружающей природной среды токсичными отходами, является создание банка данных о номенклатуре образующихся отходов, их токсичности, объемах, местах хранения, способах переработки, обезвреживания, захоронения. Подобная информация позволяет повысить эффективность государственного экологического контроля.
В этом направлении в течение последних лет комитетом по охране окружающей среды (в настоящее время - уполномоченным ЦДПР) совместно с инспекцией по охране окружающей среды проводится целенаправленная работа. В соответствии с действующим законодательством природопользователь обязан разработать проект нормативов образования и лимитов размещения отходов (ПЛРО), оформить разрешение на размещение, вести учет образования и движения отходов. В ПЛРО указываются полная характеристика отходов, мест их хранения, способов дальнейшего использования, мероприятия по достижению лимитов размещения. Это позволило в известной мере упорядочить деятельность предприятий по обращению с отходами. В настоящее время 587 предприятий разработали проекты лимитов размещения отходов.
За 2000 год комитетом было выдано 858 разрешений природопользователям на размещение отходов на полигоне ТБО г. Домодедово, за 2001 г. - 854.
Текущий экологический контроль за деятельностью природопользователей в сфере обращения с отходами осуществляется помимо непосредственных проверок и в ходе рассмотрения и согласования расчетов платы за размещение отходов, так как при этом природопользователь обязан представить материалы учета образования и движения отходов, ПЛРО, разрешение на размещение отходов, а также договоры со спецпредприятиями на прием отходов (на захоронение, переработку, обезвреживание). Это дает свои положительные результаты. Значительно повысилось количество договоров на сдачу различных отходов на переработку.
Например, по сравнению с 1999 годом количество предприятий, сдающих макулатуру на переработку, выросло с 126 до 189. При этом резко сократилось количество правонарушений, связанных со сжиганием макулатуры, которые выявлялись до 1999 года, особенно по предприятиям торговли (сжигание картонной тары).
В течение нескольких лет ведется реконструкция и рекультивация городского полигона ТБО, что позволило значительно ослабить негативное влияние этого объекта на окружающую среду. В 2001 г. на данном объекте освоено 4,4 млн. руб.
Однако возможности городского полигона практически исчерпаны в связи с тем, что в последние годы резко увеличилось количество абонентов полигона прежде всего за счет сельских населенных пунктов и садоводческих товариществ.
Необходимо форсировать строительство нового районного полигона ТБО, строительство которого начато в 1996 году.
К сожалению, из-за отсутствия средств в 2000-2001 гг. строительство не велось, в 1999 году освоение составило 1,107 млн. руб.
Администрация района, учитывая важность этих объектов, решает вопрос о привлечении дополнительных источников финансирования.
Серьезной проблемой остается слабая материально-техническая база предприятий, осуществляющих вывоз и захоронение отходов (муниципальное предприятие "Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства, ЗАО "Эко-Транс"). Это приводит к несвоевременному вывозу мусора, захламлению земель, нарушению правил эксплуатации полигона ТБО. Для улучшения ситуации администрацией района проводится работа по дополнительному привлечению в район предприятий, специализирующихся на вывозе мусора.
Необходимо отметить, что в весенний период ежегодно проводятся значительные работы по благоустройству, санитарной очистке территорий и озеленению. Операция "Чистая земля" и месячники по благоустройству становятся традиционными.
В 2000 году в ходе операции "Чистая земля" ликвидировано 277 несанкционированных свалок и мест захламления, вывезено более 6000 куб. м мусора, в 2001 году - 204 и 4952 куб. м соответственно.
Серьезной проблемой являются ртутьсодержащие отходы в силу их высокой токсичности (1-й класс опасности) и широкого распространения в быту и на производстве (отработанные ртутьсодержащие лампы, термометры, различные приборы и т.д.). С целью упорядочения деятельности в данной сфере было принято постановление главы района от 17.02.2000 № 457 "Об упорядочении сбора, хранения, транспортировки и обезвреживания ртутьсодержащих отходов в Домодедовском районе". Необходимо отметить, что в последние годы сбор и хранение ртутьсодержащих отходов с последующей сдачей на переработку в агентство "Ртуть-Сервис" упорядочивается благодаря постоянному контролю со стороны природоохранных органов. Вместе с тем предприятия, эксплуатирующие жилой фонд (МУП "Домодедово-Жилсервис", МУП "Заря-Жилсервис" и др.), практически не приступили к решению этой проблемы в части организации сбора РСО от населения.
Недостаточное внимание уделяется решению таких важных проблем, как создание современной эффективной системы сбора и переработки биологических медицинских отходов, а также пестицидов с истекшим сроком хранения. В районе отсутствуют биотермические ямы для утилизации биологических отходов, соответствующие в полном объеме ветеринарным, санитарным и экологическим нормам. Только 4 сельхозпредприятия (ПЗ "Барыбино", ПЗ "Русь", агрофирма "Повадинская", ПЗ "Заря Подмосковья") имеют договоры на сдачу биологических отходов на спецзавод. Управление сельского хозяйства, сельхозпредприятия не решают указанные вопросы. Не уделяет должного внимания организации работы с медицинскими отходами, которые относятся к категории наиболее опасных, руководство ДЦРБ.
Для упорядочения деятельности в области обращения с отходами необходимо доработать и утвердить программу "Отходы".

Экологическое воспитание, образование,
просвещение населения

Большое внимание в районе уделяется развитию эффективной системы экологического воспитания, образования и просвещения населения, которая позволит каждому члену общества усвоить экологические и этические нормы, ценности, профессиональные навыки и сформировать образ жизни, отвечающий принципам устойчивого развития.
В современных сложных социально-экономических условиях Россия нуждается в кадрах, готовых решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период перехода общества к рыночной экономике и модели устойчивого развития.
Необходимо вырастить управленцев, способных принимать экологически ориентированные решения.
Наиболее насыщенным периодом по проведению различных экологических акций являются Общероссийские дни защиты от экологической опасности, которые проводятся в районе ежегодно в соответствии с постановлением главы района.
В соответствии с утвержденным планом мероприятий проводятся тематические семинары, олимпиады, конкурсы в детских дошкольных и внешкольных учреждениях, школах, библиотеках, учреждениях культуры.
С 1997 г. ежегодно проводится районный конкурс библиотек по экологическому просвещению населения, который широко освещается в районной газете "Призыв" и по районному радио. Конкурс становится традиционным и с каждым годом проходит все интереснее и разнообразнее. Эта работа во многих библиотеках, в т.ч. школьных, приобрела системный и постоянный характер. Представленные на конкурс материалы свидетельствуют о возросшем профессионализме библиотечных работников в экологическом просвещении населения. Вместе с тем увеличился спрос на литературу по экологической тематике. Благодаря ежегодно проводимому смотру-конкурсу многие библиотеки смогли улучшить материально-техническую базу библиотек, оснастить их техническими средствами. Это позволило внедрить новые формы: видеобеседы, видеоуроки, целые циклы мероприятий с использованием видеоаппаратуры.
Различные мероприятия проводятся при активном участии не только библиотечных работников, но и домов культуры, проводятся совместные мероприятия библиотек системы комитета по культуре и районного управления образования.
В ходе проведения Дней защиты в 2001 г. состоялись районные конкурсы рисунков среди читателей библиотек "Экология - веление времени" и фотографий "Дети в защиту природы". В ряде библиотек прошли премьеры учебного пособия "Региональная экология. Домодедовский район", изданного в 2000 г. по инициативе районного комитета по охране окружающей среды.
При этом используются самые интересные формы для того, чтобы заинтересовать экологическими проблемами не только детей, но и взрослых. Например, в Чурилковской сельской библиотеке действует школа юных любителей природы, работает кружок флористики; в Востряковской городской библиотеке широко используются развлекательно-игровые программы: "Эко-КВН", "Поле чудес", "Эколото", видеобеседы, видеолектории: "Живая планета", "Тайны зеленых трав"; в Вельяминовской сельской библиотеке выпускается ежеквартальная стенгазета "Экологический курьер", освещающая экологические проблемы Вельяминовского сельского округа, на базе библиотеки и Вельяминовской средней школы действует экологическая агиткультбригада.
Прошел районный семинар библиотечных работников, посвященный вопросам экологического просвещения населения.
Традиционно проводятся различные мероприятия по экологической тематике в школах, детских дошкольных и внешкольных учреждениях. Нужно сказать, что и дети, и педагоги, воспитатели, музыкальные работники проявляют немало творчества, фантазии при их проведении, при этом используются самые различные формы экологического обучения: круглые столы, брейн-ринги, КВН, викторины, операции-изыскания, конкурсы плакатов и рисунков, экологические десанты, конференции.
Все шире используются материалы о местных экологических проблемах - Домодедовского района и Московской области. Все это формирует у детей живой интерес к природе, к проблемам сохранения нормальной жизненной среды.
Пятый год подряд в системе народного образования с марта по май включительно проводится экологический марафон. В 2001 г. в рамках экологического марафона прошли следующие районные мероприятия:
- экологические чтения школьников (защита экологических проектов по состоянию окружающей среды Домодедовского района);
- семинар для учителей - предметников естественного цикла на базе Краснопутьской средней школы по теме "Город-природоград";
- семинар для учителей на базе Заревской средней школы по теме "Организация методической работы по экологическому воспитанию и образованию школьников";
- семинар для руководителей ДОУ по теме "Экологические проекты по созданию развивающей среды" на базе ДОУ № 32;
- конкурс плакатов среди школьников "Зеленый мир";
- конкурс школьных стендов "От экологии природы к экологии души";
- выставка в РУО "Экология и дети";
- школьная экологическая акция "Руку дружбы, природа";
- акция в дошкольных учреждениях "Друзья природы";
- фестиваль детского творчества в дошкольных учреждениях ко Дню Земли;
- олимпиада школьников по экологии.
19 мая 2001 года прошел День туриста-краеведа в общеобразовательных учреждениях, а в начале июня - традиционный ежегодный туристско-краеведческий слет.
В муниципальном Доме детско-юношеского творчества состоялись Дни природы (экологический декадник):
- праздник "Волшебница Весна";
- музыкально-литературный утренник "Птицы в городе";
- конкурс плакатов и рисунков "Зеленый мир";
- субботник "Свежее дыхание города";
- конкурс работ компьютерной графики "Вода вокруг нас".
Помимо проведения устных журналов, КВН, вечеров, викторин и утренников, выставок, конкурсов рисунков и плакатов и других тематических мероприятий, состоявшихся в рамках районного конкурса среди библиотек по экологическому просвещению населения, в учреждениях комитета по культуре, делам молодежи и спорту проводилась следующая работа:
- активно работает районный молодежный эколого-туристический клуб "Куст", в котором работает секция "Экология и туризм". Клуб создан при комитете по культуре, делам молодежи и спорту при содействии районного комитета по охране окружающей среды (теперь - ЦДПР). Уже 4-й год подряд на базе клуба работает эколого-туристический лагерь "Куст" для молодежи и подростков. В 2001 г. лагерь работал не только во время летних, но и зимних школьных и студенческих каникул.
Школьники и педагоги в количестве 10 человек приняли участие в III конференции экологического общества учащихся Московской области в г. Бронницы. На конференции были представлены следующие работы:
- "Хозяин земли" (Востряковская средняя школа № 2);
- "Самое необыкновенное вещество в мире" (клуб "Экос" Константиновской средней школы);
- "Радиационная обстановка на территории в/ч 56135" (Ямская средняя школа).
Руководители районного молодежного эколого-туристического клуба "Куст" и эколого-туристического лагеря "Куст" (2 человека) приняли участие в работе III съезда молодежных организаций экологов Подмосковья 2-4 марта с.г.
15 человек - участников районного молодежного эколого-туристического клуба "Куст" выезжали в областной лагерь молодежного актива в г. Ступино (25-29 марта с.г.).
Состоялся районный этап конкурса "Эколог года Подмосковья". Конкурс проводится ежегодно начиная с 1997 года. В 2001 году лауреатом в номинации "Преподаватель" стала учитель биологии ДСШ № 1 Камышова Наталья Васильевна, кроме того, она стала лауреатом и областного конкурса.
В городском краеведческом музее начато оформление экспозиции по экологической тематике.
Комитетом по охране окружающей среды совместно с Институтом повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области, ДЦРиЭП "Оберег" подготовлено к печати учебное пособие для средней школы "Региональная экология. Домодедовский район". 3000 экземпляров учебного пособия были переданы в общеобразовательные учреждения и библиотеки района.
Учебное пособие было представлено на 1-й научно-практической конференции "Проблемы и перспективы экологического образования, воспитания и просвещения в Домодедовском районе". Конференция подготовлена и проведена комитетом по охране окружающей среды совместно с администрацией, управлением образования, комитетом по культуре, делам молодежи и спорту в октябре 2000 г.
В соответствии с решением конференции в 2001 г. районным управлением образования совместно с Центральным ДПР и ДГС ВООП начато создание районного экологического центра в помещении бывшего д/с № 6 в жилпоселке г. Домодедово. Создание центра преследует своей целью:
- поддержку существующей инициативной деятельности в области экологического образования и воспитания;
- инициирование и стимулирование инновационных разработок в области экологического образования;
- демонстрацию и обмен накопленным опытом;
- осуществление экологического образования работников просвещения, учреждений культуры и других специалистов, работающих в сфере экологического образования и воспитания населения;
- вовлечение в образовательные экологические программы родителей, специалистов, представителей местного самоуправления, предпринимателей, экологической общественности;
- развитие деятельности в области общественного экологического мониторинга и контроля (прежде всего силами молодежи и школьников).
Проведен частичный ремонт помещения центра и его оснащение. Наибольший вклад в материально-техническое обеспечение центра внесли СУ-862, ООО "Консул", а также группа компаний "Ист-Лайн".
22 ноября 2001 г. проведена II научно-практическая конференция "Проблемы и перспективы экологического образования, воспитания и просвещения в Домодедовском районе", в которой приняли участие работники администрации района, природоохранных органов, предприятий, системы управления образования, комитета по культуре, делам молодежи и спорту, общественных организаций, СМИ. В рамках конференции состоялась тематическая выставка. На конференции также были подведены итоги проведения Дней защиты от экологической опасности в районе. Работа конференции освещалась районным радио и телевидением.
С 1999 года проводится экологическая подготовка должностных лиц на базе Домодедовского центра образования. В 2001 г. обучение прошли 96 человек.
В 2000 году по инициативе комитета по охране окружающей среды создан Координационный совет по экологическому образованию населения при администрации района.
Главные цели и задачи Совета:
- объединение усилий всех организаций, заинтересованных в развитии экологической культуры населения, формирование экологического мировоззрения;
- создание районного методического центра для поддержки различных творческих инициатив и их тиражирование;
- разработка долговременной районной программы экологического воспитания и образования;
- создание финансовой основы для развития системы экологического образования и воспитания.
Для дальнейшего развития системы экологического образования необходимо разработать комплексную долговременную программу экологического воспитания, образования, просвещения.

Совершенствование государственного экологического контроля

В настоящее время после реорганизации природоохранных органов экологический контроль в районе осуществляется уполномоченным Департамента природных ресурсов по центральному региону МПР России (ЦДПР), инспекцией по охране окружающей среды администрации района, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и другими органами в пределах своей компетенции.
За период с 01.01.99 по 01.01.2002 уполномоченным ЦДПР совместно с районной инспекцией по охране окружающей среды проведено 420 проверок, выдано 665 предписаний по устранению нарушений природоохранного законодательства, наложено 243 штрафа на юридических лиц, должностных лиц и граждан на сумму 210,3 тыс. руб., взыскано ущерба на сумму 22,7 тыс. руб., вынесено 14 постановлений о приостановке деятельности предприятий и 5 постановлений о приостановке строительства объектов, один материал передан в прокуратуру, направлено 14 представлений в лицензионные органы для приостановки действия лицензий в связи с грубыми многочисленными нарушениями природоохранного законодательства, один материал по факту незаконной вырубки деревьев в с/т "Востряково-3" передан в ГУВД Московской области для возбуждения уголовного дела.
В текущем году в Московской области начала свою деятельность экологическая милиция, созданная в соответствии с Законом Московской области "Об экологическом подразделении Главного управления внутренних дел Московской области" (утвержден решением Московской областной Думы от 07.07.99 № 25/63).

Основные задания по проектированию, строительству
и реконструкции природоохранных сооружений

Указанным разделом Программы предусматривалось проектирование, строительство и реконструкция конкретных природоохранных объектов.
По разделу 6.2.1 "Проектирование, строительство и реконструкция систем водоснабжения" из 12 мероприятий полностью выполнено 3:
- проведена реконструкция водонапорной башни Госфильмофонда РФ;
- администрацией пос. Барыбино отремонтировано и построено 26 колодцев. Частично выполнен 1 пункт;
- разработана ПСД и ведется строительство системы обеззараживания на ВЗУ пос. Востряково-1.
По разделу 6.2.2 "Проектирование, строительство и реконструкция канализационных сетей и очистных сооружений" из 61 мероприятия выполнено 11:
- санация канализационного коллектора по ул. 25 лет Октября;
- реконструкция системы ХВП на котельной в пос. Чурилково;
- строительство моек автомобилей с водооборотом ЗАО "Домогнеупор", ЗАО "Домодедово Джет Сервис", ГП "Домодедовский автодор" (на участке № 2), ОПК "Бор";
- строительство магистрального канализационного коллектора и ГКНС в г. Домодедово;
- строительство внутриплощадочной дождевой канализации с очистными сооружениями на выпуске ЗАО "Прокос", ЗАО "Домодедово Эр Сервис" (с территории котельной), УГП "ДРСУ-6", ГП "Домодедовский автодор" (участок № 2).
В стадии выполнения 3 мероприятия:
- строительство очистных сооружений хозбытовых стоков г. Домодедово (III очередь), д/о "Бугорок", ОПК "Бор" (ИАК "Одинцово").
По разделу 6.2.3 "Очистка водоемов, создание зон отдыха" из 5 мероприятий выполнено частично 1:
- проведено обустройство водоохранной зоны пруда с организацией зоны отдыха в ПКиО "Елочки" (I этап).
По разделу 6.2.4 "Мероприятия по охране атмосферного воздуха" из 10 мероприятий выполнено 5:
- ОАО "Домодедовоагрострой" проведены работы по оборудованию дыхательного клапана силоса для хранения цемента;
- выполнена реконструкция системы очистки газов в цехе минерального порошка и системы барботажного пылеуловителя на Д 645-2Т на АБЗ-1;
- ЗАО "Домогнеупор" проведены работы по нанесению каталитического покрытия ИВАКС-1 на периодические печи цеха № 2;
- ЗАО "Прокос" выведена стоянка большегрузного транспорта из жилой застройки;
- введена в эксплуатацию автодорога МКАД - Кашира (по Домодедовскому району).
Решение проблемы строительства объездной дороги в обход пос. Востряково-1 находится на стадии выбора земельного участка под трассу.
По разделу 6.2.5 "Строительство, реконструкция и рекультивация полигонов, рекультивация нарушенных земель, строительство установок по утилизации отходов" из 9 мероприятий полностью выполнено 2: проведена рекультивация отработанного карьера площадью 3,9 га у д. Кузьминки, МК-101, на площади 1 га у д. Заболотье ОАО "Домодедовоагрострой".
В стадии выполнения 4 мероприятия:
- проводится реконструкция и рекультивация городского полигона ТБО (необходимо отметить, что в связи с переходом на эксплуатацию по "высотной схеме" сроки эксплуатации полигона увеличились, поэтому окончательная рекультивация будет проводиться после закрытия полигона);
- ведется строительство районного полигона ТБО "Жирошкино";
- в IV квартале 2000 г. возобновились работы по первоочередным мероприятиям рекультивации полигона ТБПО "Щербинка";
- по мере отработки месторождений проводится плановая рекультивация карьеров ОАО "ДЗСМиК", ЗАО "Мособлстройтрест" № 11, АОЗТ "Артем", УГП "ДРСУ-6", ОАО "Белостолбовский кирпичный завод".
На выполнение вышеперечисленных мероприятий израсходовано 163,045 млн. руб.
В развитие Комплексной экологической программы Домодедовского района на 1999-2005 гг. предлагается утвердить основные экономические показатели и мероприятия по строительству и реконструкции природоохранных объектов, очистке прудов и созданию зон отдыха, развитию системы экологического образования на 2002-2005 гг. согласно приложениям 1-10 <*>. Указанные мероприятия разработаны на основе предложений предприятий, организаций, учреждений, администраций поселков и сельских округов, контролирующих органов.
Общая стоимость реализации мероприятий в действующих ценах составляет 705,228 млн. руб.
В том числе за счет:
- средств федерального бюджета - 88,3 млн. руб.;
- средств областного бюджета - 26,18 млн. руб.;
- средств районного бюджета - 116,591 млн. руб.;
- средств предприятий - 342,317 млн. руб.;
- средств инвесторов - 3,77 млн. руб.;
- средств бюджета г. Москвы - 77,9 млн. руб.;
- средств населения - 0,16 млн. руб.
Объемы финансирования строительства объектов подлежат ежегодному уточнению в пределах средств, предусматриваемых бюджетами всех уровней на капитальные вложения.
Для реализации Программы предлагается выполнить следующий комплекс организационно-технических мероприятий:
1. Администрации района:
1.1. Вынести на обсуждение Совета депутатов района во втором полугодии 2002 г. вопрос "О ходе разработки генеральных планов населенных пунктов Домодедовского района".
1.2. Разработать в 2003 г. проект районной планировки с целью закрепления границ и статуса различных планировочных зон, включая природоохранные и рекреационные. Предусмотреть в бюджете района на 2003 год необходимые средства.
1.3. Производить размещение любых объектов в строгом соответствии с утвержденными генеральными планами г. Домодедово, поселков и сельских населенных пунктов, проектом районной планировки, комплексной территориальной схемой охраны окружающей среды г. Домодедово.
1.4. Разработать программу "Отходы" и вынести ее на обсуждение Совета депутатов района в IV квартале 2002 года.
1.5. Подготовить ходатайство в Московскую областную Думу о включении в областную целевую программу "Экология Подмосковья" следующих мероприятий:
- строительство районного полигона ТБО "Жирошкино";
- реализация первоочередных мероприятий по рекультивации полигона ТБПО "Щербинка".
1.6. Разработать комплексную программу экологического воспитания, образования, просвещения населения в 2003 г.
2. В целях охраны здоровья населения, предотвращения загрязнения и истощения подземных и поверхностных вод:
2.1. Обеспечить безусловное выполнение Программы по улучшению водоснабжения и канализования населенных пунктов Домодедовского района на 2000-2004 гг., утвержденной постановлением главы района от 14.04.2000 № 1123, и целевой программы "Чистая вода" по МУП "Домодедовский водоканал", утвержденной решением Московской областной Думы от 11.07.2001 № 12/142.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, вероятно, допущена опечатка: программа, утвержденная решением Московской областной Думы от 11.07.2001 № 12/142 называется "Обеспечение населения качественной питьевой водой и обеспечение водоотведения в Московской области на 2002-2006 годы", а не "Чистая вода".
   ------------------------------------------------------------------

2.2. Администрации поселков и сельских округов, инспекции по охране окружающей среды, ДЦ ГСЭН, уполномоченному ЦДПР по Домодедовскому району с привлечением органов государственного геологического контроля и УВД произвести в 2002-2003 гг. комплексную проверку технического состояния водозаборных сооружений. При выявлении сооружений, построенных без соответствующих разрешительных документов, применять к виновным санкции, предусмотренные действующим законодательством, а данные о выявленных нарушениях и принятых мерах передавать в районную инспекцию по охране окружающей среды для обобщения и анализа.
2.3. МУП "Домодедовский водоканал" и МП "ККПиБ" при заключении договоров на вывоз хозфекальных стоков от объектов, не подключенных к системам канализации, требовать представления данных об источнике водоснабжения. В случае использования индивидуального источника природопользователь обязан предъявить разрешение на водопользование.
2.4. Администрации района разработать и утвердить порядок устройства водозаборов, используемых в индивидуальных системах водоснабжения, а также порядок выдачи разрешений на водопользование в III квартале 2002 г.
3. Заслушать ход выполнения решения Совета депутатов района от 26.03.99 № 71/8 "О муниципальной политике по благоустройству населенных пунктов Домодедовского района до 2005 года" в III квартале 2002 г.
4. Наладить ежемесячный выпуск постоянной рубрики, посвященной экологическим проблемам района, в газете "Призыв".
5. Администрациям поселков и сельских округов заслушать на заседаниях коллегий, собраниях старост, председателей уличных комитетов вопросы реализации Комплексной экологической программы на подведомственных территориях в течение 2002 г.

Уполномоченный ЦДПР
по Домодедовскому району
Т.А. Ковалева

   --------------------------------

<*> Не приводятся.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru