Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Совета депутатов Домодедовского района МО от 11.12.2002 № 97/14
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2002 г. № 97/14

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО -
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 № 425 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации", в целях реформирования жилищно - коммунального хозяйства района Совет депутатов района решил:
1. Утвердить концепцию реформирования жилищно - коммунального хозяйства района (прилагается).
2. Администрации района (Маслова Н.В.) в месячный срок представить план организационных мероприятий по реформированию жилищно - коммунального хозяйства района.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по проблемам народно - хозяйственного комплекса и развитию инфраструктуры (Митин Е.В.).

Глава района
Л.П. Ковалевский





Приложение
к решению Совета депутатов
Домодедовского района
Московской области
от 11 декабря 2002 г. № 97/14

КОНЦЕПЦИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА

Настоящая концепция определяет комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования жилищно - коммунальной сферы Домодедовского района как важнейшей системы жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно - коммунального комплекса, обеспечение режима его устойчивого финансирования, создание комфортных и безопасных условий проживания людей.

1. Состояние жилищно - коммунального комплекса
Домодедовского района

Состояние жилищно - коммунального комплекса Домодедовского района характеризуется неудовлетворительным финансовым положением коммунальных предприятий, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, неразвитостью конкурентной среды, высокой (более 60%) степенью износа основных фондов, большими потерями энергии, воды и других ресурсов, значительным уровнем аварийности на сетях и объектах, низким КПД оборудования.
Содержание жилищно - коммунального комплекса становится непосильным как для потребителей жилищно - коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
Стоимость жилищно - коммунальных услуг в расчете на одного человека составляет 400-500 руб. в месяц. Уровень платежей населения в районе приведен к нормативному уровню и составляет 90%.
Сохраняется недофинансирование жилищно - коммунального хозяйства за счет разницы между фактической стоимостью предоставления жилищно - коммунальных услуг в расчете на 1 кв. м общей площади в месяц и установленным району стандартом их предельной стоимости. На 2003 год указанная тенденция сохранится. Экономия средств от проводимых мероприятий по энергоресурсосбережению, снижению себестоимости услуг поглощается ростом тарифов на энергоносители. Проблема усугубляется неудовлетворительным платежным балансом, прогрессирующим накоплением долгов. Кредиторская задолженность в жилищно - коммунальном хозяйстве района за 10 месяцев 2002 года составила 202 млн. руб., дебиторская задолженность - 137 млн. руб.
Несмотря на создание службы заказчика, договорные отношения не стали главенствующими в системе жилищно - коммунального обслуживания, прежде всего по линии "служба заказчика - население".
Муниципальный жилищный фонд Домодедовского района составляет 1545 тыс. кв. м. При этом ветхий жилищный фонд в целом по району - 37,8 тыс. кв. м жилья, аварийной фонд - 29,1 тыс. кв. м. В жилых домах эксплуатируются 239 лифтов, из которых 6 выработали нормативный срок службы.
В теплоэнергетическом комплексе района эксплуатируются 33 котельных, 28 ЦТП, 166,8 км теплосетей в двухтрубном исполнении. Более половины котельных работают с котлами морально и физически устаревшими, имеющими низкий КПД (52-68%), 19 котлов с истекшим сроком эксплуатации. Износ оборудования и тепловых сетей - 61,6%. Более половины ЦТП требуют реконструкции или модернизации. 24 км тепловых сетей требуют срочной замены. Потери тепла из-за износа сетей достигают 15-25%.
Отсутствие оборудования по химической подготовке воды, особенно в сельских населенных пунктах, приводит к быстрому износу котельного оборудования, резкому снижению производительности, повышенному расходу топлива.
В системе водопроводного хозяйства Домодедовского района эксплуатируются 421 водонапорная башня, 122 артезианских скважины, 16 водопроводно - насосных станций, 2 станции обезжелезивания воды, 322 километра водопроводных сетей. Износ оборудования составляет 50%.
Всего эксплуатируются 18 комплексов очистных сооружений, 30 канализационных насосных станции, 191 километр канализационных сетей.
Техногенное загрязнение территории привело к активному загрязнению артезианских вод в отдельных частях района и требует строительства специальных очистных сооружений.
Объем подлежащих очистке сточных вод достиг предельного уровня производительности станций аэрации.

2. Основные цели и задачи реформирования
и модернизации жилищно - коммунального комплекса
Домодедовского района

Основными целями реформирования и модернизации жилищно - коммунального комплекса Домодедовского района являются обеспечение эффективности, устойчивости и надежности его функционирования, повышение качества услуг с одновременным снижением удельных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно - коммунальных услуг, привлечение инвестиций в жилищно - коммунальную отрасль.
Основными задачами реформирования и модернизации жилищно - коммунального хозяйства являются:
- финансовое оздоровление жилищно - коммунальных предприятий на основе реструктуризации и ликвидации задолженности самих предприятий, а также потребителей услуг и, в первую очередь, организаций бюджетной сферы;
- доведение тарифов на жилищно - коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, соблюдение установленного уровня оплаты услуг населением;
- переход к системе адресного предоставления субсидий непосредственно потребителям - населению;
- ликвидация перекрестного субсидирования за счет установления равных по величине тарифов для отдельных потребителей;
- снижение удельных издержек при производстве и повышение качества жилищно - коммунальных услуг;
- повышение инвестиционной привлекательности жилищно - коммунального комплекса;
- развитие конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг;
- создание прозрачных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий;
- модернизация жилищно - коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов за счет всех видов источников.

3. Основные направления реформирования и модернизации
жилищно - коммунального комплекса Домодедовского района

3.1. Совершенствование системы управления и развитие конкуренции в жилищно - коммунальном комплексе.
Необходимым условием модернизации жилищно - коммунального комплекса района является улучшение координации действий предприятий жилищно - коммунальной сферы и служб администрации района, осуществляющих функции регулирования экономики, имущественных отношений, налоговой, бюджетной и тарифной политики, энергопотребления, транспорта, муниципального заказа.
Таким координирующим центром может стать созданный в администрации района орган управления жилищно - коммунальным хозяйством, который наряду с перечисленным будет определять основные направления совершенствования жилищно - коммунального хозяйства, его технической и финансовой политики, а также осуществлять функции технической инспекции и контроля за предоставлением жилищно - коммунальных услуг, взаимодействия с федеральными, областными и муниципальными органами управления ЖКХ.
Совершенствование управления жилищно - коммунальным комплексом предполагает разделение функций и формирование договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), службой единого заказчика (управляющей компанией) и подрядными организациями.
Служба единого заказчика (управляющая компания) при этом должна отражать интересы собственника жилищного фонда и потребителя услуг, а не организаций, осуществляющих жилищно - коммунальное обслуживание. Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно - правовой формы, а затраты на предоставление услуг управляющей компании должны включаться в стоимость жилищно - коммунальных услуг.
Служба единого заказчика (управляющая компания) должна обеспечить:
- необходимое состояние и дальнейшую модернизацию жилищного фонда в соответствии с установленными собственником требованиями и государственными стандартами качества предоставляемых жилищно - коммунальных услуг;
- заключение договоров социального найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ей жилищном фонде;
- систематический контроль за выполнением договоров, сохранностью жилищного фонда, соблюдением объемов и качества предоставляемых жилищно - коммунальных услуг;
- выбор на конкурсной основе подрядчиков для заключения договоров на выполнение работ и поставку ресурсов;
- введение добровольной аккредитации подрядчиков.
Деятельность службы единого заказчика (управляющей компании) направлена на предоставление жилищно - коммунальных услуг и должна входить в их стоимость в качестве одной из составляющих тарифа на предоставление услуг.
Профессиональное управление жилищным фондом обеспечит в среднесрочной перспективе улучшение его состояния, а в долгосрочной перспективе - уменьшение стоимости жилищно - коммунальных услуг.
Реформирование, в первую очередь, должно осуществляться в части содержания и ремонта жилищного фонда.
Одним из направлений совершенствования системы управления содержанием и ремонтом жилищного фонда может стать разделение функций содержания (эксплуатации) жилых домов муниципальными или иными эксплуатационными организациями и их ремонта, осуществляемого на основе конкурсов подрядными организациями.
Ремонт и модернизация основных фондов коммунального назначения должны производиться преимущественно хозспособом. В дальнейшем это позволит превратить существующие коммунальные предприятия только в эксплуатационные с выделением специализированных подрядных ремонтно - наладочных предприятий.
Более широкое развитие должно получить формирование различных объединений собственников жилья. Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.
Формирование объединений собственников жилья может осуществляться не только по отдельным домам, но и группам домов, улицам, поселкам.
3.2. Дальнейшее совершенствование финансирования жилищно - коммунального комплекса.
3.2.1. Оздоровление финансового состояния отрасли.
Для оздоровления финансовой ситуации в жилищно - коммунальном хозяйстве Домодедовского района необходимо продолжить работы по следующим направлениям:
- реструктуризация и поэтапное погашение задолженности коммунальных предприятий перед поставщиками энергоресурсов с установлением реальных сроков ее ликвидации;
- разработка инвестиционно привлекательных проектов модернизации и развития предприятий;
- создание механизмов самоинвестирования предприятий за счет включения в тарифы инвестиционной составляющей;
- привлечение заемных и кредитных ресурсов на развитие коммунального хозяйства;
- сокращение дебиторской задолженности населения за счет обеспечения своевременности расчетов, контроля за уровнем собираемости платежей, привлечения трудоспособных неработающих квартиросъемщиков к отработке задолженности по квартплате на вспомогательных работах в коммунальных службах.
3.2.2. Совершенствование системы оплаты жилищно - коммунальных услуг.
Совершенствование системы оплаты жилищно - коммунальных услуг должно быть направлено на ликвидацию дотационности и обеспечение стабильного достаточного финансирования жилищно - коммунального хозяйства за счет:
- оплаты населением жилищно - коммунальных услуг, включая отчисления на капитальный ремонт, с учетом роста потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий гражданам и дотирование бюджетной сферы;
- упорядочения механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг с переходом на компенсацию затрат соответствующим категориям граждан за счет средств федерального, областного и местного бюджетов;
- создания механизма борьбы с неплатежами;
- создания прозрачного механизма формирования тарифов на жилищно - коммунальные услуги и целевого использования составляющих тарифа (амортизационные отчисления, прибыль) на модернизацию и развитие.
Насущным является совершенствование тарифов на жилищно - коммунальные услуги.
Так, тарифы на услуги по содержанию и ремонту жилья могут дифференцироваться по входящим в них видам работ, должны учитывать качество их выполнения.
Целесообразно упорядочить вопросы снижения оплаты жилищно - коммунальных услуг в соответствии с их фактическим получением, отсутствием потребителя и т.п.
Необходимо устанавливать плату за наем в муниципальном жилищном фонде в зависимости от благоустройства, качества и местоположения жилья.
3.2.3. Развитие мер социальной защиты малоимущих граждан.
Адресные жилищные субсидии становятся основной формой бюджетных средств, направляемых на обеспечение доступности жилищно - коммунальных услуг.
Это определяет приоритетные направления социальной политики района, которые включают в себя:
- адресную социальную защиту населения при оплате жилищно - коммунальных услуг;
- совершенствование и упрощение методики предоставления субсидий;
- бюджетное обеспечение предоставления субсидий вне зависимости от формы собственности жилищного фонда.
Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг всем имеющим на это право гражданам является непременным условием решений об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.

4. Модернизация жилищно - коммунального хозяйства

Модернизация жилищно - коммунального хозяйства завершится к 2010 году и обеспечит предоставление услуг и выполнение работ, полностью соответствующих требованиям нормативно - правовых актов. Учитывая важность модернизации жилищно - коммунального хозяйства, ее осуществление предполагает наличие поддержки государства и района, которая может предоставляться в виде:
- привлечения бюджетных ресурсов и ресурсов кредитных организаций под гарантии муниципального образования, предприятий жилищно - коммунального хозяйства для финансирования наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов;
- создания финансовых механизмов минимизации рисков привлечения средств внешних инвесторов, в том числе под муниципальные гарантии.
Обеспечение устойчивой и надежной работы жилищно - коммунального комплекса и его модернизации за счет мер бюджетной поддержки должно осуществляться в виде проведения неотложных ремонтных и восстановительных работ, а также реализации целевых отраслевых программ.
Одной из новых форм привлечения средств на модернизацию жилищно - коммунального комплекса могут служить концессионные соглашения в виде договоров на право осуществления различного рода хозяйственной деятельности с передачей объектов муниципальной инфраструктуры в эксплуатацию и доверительное управление хозяйствующему субъекту.
В настоящее время развитие концессионных схем привлечения инвестиций тормозится отсутствием необходимой нормативно - правовой базы.
4.1. Приоритетные направления модернизации коммунальной теплоэнергетики Домодедовского района.
Основной целью модернизации коммунальной теплоэнергетики является техническое перевооружение физически изношенного и морально устаревшего оборудования котельных, ДТП, тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения, снижение аварийности на объектах теплоснабжения, сокращение расходов населения и местного бюджета на оплату отопления, горячего водоснабжения.
Для этих целей необходима разработка программы модернизации коммунальной теплоэнергетики Домодедовского района на период 2003-2010 годов, которая предусматривает выполнение мероприятий по следующим разделам:
По тепловым сетям:
- полная замена ветхих и изношенных тепловых сетей;
- применение современных методов прокладки теплотрасс;
- использование новых типов тепловой изоляции трубопроводов;
- проведение работ по наладке и регулировке гидравлического и теплового режимов тепловых сетей.
По котельным:
- замена морально устаревших и физически изношенных котлов, горелочных устройств и вспомогательного оборудования;
- модернизация котлов ТВГ, КВГ, КВТС, ЗИО с установкой дополнительных поверхностей нагрева;
- внедрение современных систем регулирования и контроля работы основного и вспомогательного оборудования котельных;
- модернизация систем автоматики котельных;
- внедрение современных технологий химводоочистки.
По центральным (индивидуальным) тепловым пунктам:
- модернизация существующего оборудования с использованием современных теплообменников;
- модернизация приборов автоматического регулирования и учета тепловой энергии;
- модернизация насосного оборудования с частотно - регулируемым приводом.
Внедрение блочно - модульных котельных:
- решение проблемы теплоснабжения отдаленных от существующих теплоисточников потребителей;
- осуществление децентрализации теплоснабжения с уходом от дорогостоящего покупного тепла (вплоть до внедрения в малоквартирных домах индивидуальных систем отопления);
- решение вопроса обеспечения жителей горячей водой в течение всего года.
Проведение комплексных мероприятий энергоресурсосбережения необходимо осуществлять с использованием технологий, основанных на использовании современных материалов и технологических процессов. Это позволит решить проблему энергообеспечения без увеличения потребности в энергоресурсах при значительном сокращении затрат.
4.2. Приоритетные направления модернизации водоснабжения и водоотведения в Домодедовской районе.
Приоритетными направлениями модернизации систем водоснабжения и водоотведения при решении задачи бесперебойного обеспечения в необходимом количестве качественной питьевой водой населения района являются:
- приведение показателей качества очистки сточной жидкости, поступающей из очистных сооружений, к требуемым санитарно - эпидемиологическим нормам;
- обеспечение гарантированного сохранения экологически безопасного химико - биологического состава воды;
- снижение показателей аварийности на объектах водоснабжения и водоотведения;
- создание эффективной системы ресурсосбережения и экономного водопотребления.
Эти задачи могут быть реализованы за счет осуществления следующих мероприятий:
- внедрение современных методов автоматизации систем управления;
- телемеханизация управления и контроля работы водопроводных насосных станций с выводом на центральный диспетчерский пункт;
- установка частотных преобразователей на электроприводах насосного оборудования;
- замена морально устаревшего оборудования и
трубопроводов на современные, менее энергоемкие, с большим ресурсом эксплуатации;
- реконструкция водозаборных сооружений, водопроводных сетей, очистных сооружений и сетей водоотведения с применением энергосберегающего оборудования и новых технологий и материалов;
- внедрение современных методов подготовки и очистки питьевых вод, решающих основную проблему превышения предельно допустимых норм железа;
- внедрение современных приборов учета воды для обеспечения контроля водопотребления и предотвращения нерационального расходования водных ресурсов - в координации с промышленными и частными потребителями воды;
- внедрение технологий утилизации и переработки обезвоженного осадка сточных вод;
- установка 2-тарифных электросчетчиков на объекты водоснабжения.
Осуществление данных мероприятий позволит в обозримом будущем добиться:
- значительной экономии электроэнергии (10-15% по отдельным направлениям);
- увеличения срока эксплуатации насосного оборудования и транспортных сетей до 20%;
- сокращения количества аварий до 50%;
- снижения непроизводительных утечек и, как следствие, сокращения непроизводственных затрат.
4.3. Приоритетные направления совершенствования состояния жилищного фонда.
4.3.1. Ликвидация ветхого жилищного фонда.
Мероприятия по ликвидации ветхого жилищного фонда в Домодедовском районе должны осуществляться в два этапа и включают в себя:
- создание маневренного жилищного фонда;
- обследование жилищного фонда и уточнение перечня домов, подлежащих сносу, капитальному ремонту либо реконструкции;
- разработку проектно - сметной документации на проведение строительства, реконструкции и капитального ремонта с обязательным проведением экспертизы и выбором наиболее экономичных вариантов;
- определение инвесторов;
- строительство современных благоустроенных жилых домов, реконструкцию и капитальный ремонт жилья.
4.3.2. Повышение качества содержания и эксплуатации жилищного фонда.
В целях улучшения состояния жилищного фонда и снижения издержек по его содержанию и эксплуатации необходимы следующие мероприятия:
- применение энергосберегающих технологий, материалов и оборудования не только на стадии эксплуатации, но и при проектировании, строительстве и реконструкции жилья;
- внедрение средств малой механизации при уборке придомовых территорий;
- привлечение дополнительных подрядчиков на эксплуатацию и ремонт лифтового хозяйства с целью демонополизации, удешевления стоимости услуг и повышения надежности подъемного оборудования.
4.4. Совершенствование работ по благоустройству территорий.
Для улучшения экологического состояния окружающей среды и повышения качества санитарной очистки территорий приоритетной является реализация следующих задач:
- реконструкция внутриквартальных и дворовых территорий с расширением зеленых массивов, автостоянок и проездов, обустройство детских площадок;
- внедрение новых технологий и средств малой механизации при проведении работ по благоустройству и озеленению территорий;
- установка мусороперегрузочной станции эстакадного типа на полигоне ТБО;
- ужесточение контроля технологических процессов размещения бытовых отходов.

Сроки реализации основных мероприятий по реформированию
и модернизации жилищно - коммунального комплекса
Домодедовского района

1-й этап - 2003-2004 годы - обеспечение финансовой стабилизации жилищно - коммунального комплекса.
2-й этап - 2004-2006 годы - развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве.
3-й этап - 2006-2010 годы - завершение модернизации жилищно - коммунального комплекса Домодедовского района, внедрение концессионных механизмов.
Результатом реализации мероприятий концепции явится повышение эффективности, качества жилищно - коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно - коммунальных услуг.
В целях реализации основных направлений реформирования жилищно - коммунального комплекса района планируется принять около 30 постановлений и распоряжений главы района, разработать 6 новых видов договоров, определяющих систему взаимодействия и ответственность сторон, разработать и реализовать около 10 программ реформирования отраслей жилищно - коммунального хозяйства района.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru