Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








РЕШЕНИЕ Совета депутатов Домодедовского района МО от 25.04.2003 № 118/18
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ" НА 2003-2005 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2003 г. № 118/18

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОТХОДЫ" НА 2003-2005 ГОДЫ

В соответствии с решением Совета депутатов района от 26.03.99 № 70/8 "Об утверждении комплексной экологической программы Домодедовского района на 1999-2005 годы", в целях создания нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечения стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономии природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот Совет депутатов района решил:
1. Утвердить Районную целевую программу "Отходы" на 2003-2005 годы согласно приложению.
2. Администрациям района, поселков и сельских округов, предприятиям, организациям, учреждениям принять необходимые меры по обеспечению реализации Программы в соответствии с указанными в ней сроками.
3. При формировании расходной части бюджета района и сметы районного экологического фонда в 2003-2005 годах предусмотреть расходы, связанные с осуществлением данной Программы.
4. Главе района выйти с инициативой к Губернатору Московской области о решении проблемы утилизации медицинских и биологических отходов за счет льготных цен на прием указанных отходов заводом "Эколог" МГУП "Промотходы" либо строительства специального утилизационного завода для Московской области в апреле 2003 года.
5. Опубликовать Районную целевую программу "Отходы" на 2003-2005 годы в газете "Призыв".
6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянные комиссии Совета депутатов района.
7. Отчет о выполнении Программы заслушать на заседании Совета депутатов района в IV квартале 2005 г.

Глава района
Л.П. Ковалевский





Приложение
к решению Совета депутатов
Домодедовского района
Московской области
от 25 апреля 2003 г. № 118/18

РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОТХОДЫ"
НА 2003-2005 ГОДЫ

Паспорт программы

Название Программы районная целевая программа
"Отходы" на 2003-2005 годы

Дата принятия решения о - Решение Совета депутатов района
разработке Программы от 26.03.99 № 70/8
"Об утверждении Комплексной
экологической программы
Домодедовского района на
1999-2005 годы";
- постановление главы района
от 25.07.2002 № 1946 "Об
организационно-технических
мероприятиях по реализации
Комплексной экологической
программы"

Заказчик Программы - администрация Домодедовского
района
- Главное управление природных
ресурсов и охраны окружающей
среды МПР России по
Московской области (ГУПР по
Московской области)

Разработчик Программы - МП "Комбинат коммунальных
предприятий и благоустройства";
- районная инспекция по охране
окружающей среды;
- Главное управление природных
ресурсов и охраны окружающей
среды МПР России по
Московской области (ГУПР по
по Московской области);
- предприятия, организации,
учреждения района;
- администрации района,
поселков и сельских округов

Руководители Программы Заместители главы
администрации района
Маслова Н.В., Беляев А.Н.

Цели и задачи Программы Основными целями Районной
целевой программы "Отходы"
являются создание нормативной и
технологической базы для
реализации единой
государственной политики в
сфере обращения с отходами на
всех уровнях управления,
обеспечение стабилизации, а в
дальнейшем сокращения и
ликвидации загрязнения
окружающей среды отходами,
экономия природных ресурсов
за счет максимального
вовлечения отходов в
хозяйственный оборот.
К числу задач, подлежащих
решению для достижения
указанных целей, относятся:
- организация и обеспечение
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских
разработок, направленных на
создание перспективных
ресурсосберегающих и
малоотходных технологий,
эффективных средств и методов
переработки и обезвреживания
отходов;
- создание системы управления
обращением с отходами,
построенной на основе
организационно-управленческих,
правовых, нормативных,
экономических, информационных
и контрольных регуляторов;
- реализация пилотных проектов
по переработке и
обезвреживанию отдельных
видов отходов для
последующего тиражирования

Источники финансирования Районный бюджет, районный
экологический фонд, бюджет
Московской области,
Московский областной
экологический фонд, средства
предприятий, организаций,
учреждений

Исполнители основных Спецпредприятия,
мероприятий осуществляющие деятельность в
области обращения с отходами,
предприятия, организации,
учреждения района,
администрации района,
поселков и сельских округов

Сроки реализации Программы 2003-2005 годы

Ожидаемые конечные результаты Результаты реализации
Программы Программы должны обеспечить:
создание нормативной и
технологической базы для
реализации единой
государственной политики в
сфере обращения с отходами
на всех уровнях управления;
уменьшение и локализацию
негативного воздействия
отходов на окружающую
природную среду; увеличение
ресурсно-сырьевого
потенциала района и объема
производимой товарной
продукции; создание и
отработку эффективных
технологий по переработке и
обезвреживанию отходов,
эффективный контроль и
мониторинг влияния отходов
на состояние окружающей среды
и здоровье населения,
повышение уровня
благоустройства, улучшение
экологического и санитарного
состояния населенных пунктов
района

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Сложившаяся в районе ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения.
Необходимо отметить, что для района присущи те же самые проблемы в сфере обращения с отходами производства и потребления, что и для Московской области и России в целом:
- практически отсутствуют индустриальные методы переработки твердых бытовых отходов (ТБО), что приводит к значительному отчуждению пригодных для использования земель под полигоны и свалки, выводу из хозяйственного оборота вторичных материальных ресурсов;
- отсутствует единая организованная и управляемая система сбора, перемещения, переработки, обезвреживания, размещения производственных и бытовых отходов;
- не развита сеть приемных пунктов по сбору вторичных ресурсов от юридических и физических лиц, предприятий по переработке и обезвреживанию отходов;
- исчерпаны мощности существующего полигона ТБО;
- крайне низок уровень знаний в области обращения с отходами должностных лиц и граждан и т.д.
В связи с отсутствием в районе крупных промышленных предприятий основной проблемой является проблема сбора, переработки, обезвреживания или захоронения отходов потребления и, прежде всего, твердых бытовых отходов (93,7% от общего количества образующихся отходов).
Работа по наведению должного санитарного порядка на территории района строится с учетом основополагающего принципа - решение данной проблемы возможно только при создании комплексной системы сбора, хранения, транспортировки, переработки, обезвреживания, захоронения отходов производства и потребления. Указанная система развивается в следующих направлениях:
- создается общерайонная система централизованного сбора и вывоза мусора. Для развития необходимой материально-технической базы в 1997 г. Советом депутатов района по предложению главы района был введен сбор за уборку территории населенных пунктов в размере 60 руб. в год с 1 домовладения.
В 1998 году в районе началось строительство контейнерных площадок и установка мусоросборников в частном секторе г. Домодедово и в сельских населенных пунктах, организован систематический вывоз мусора из ряда сел и деревень. Разработаны схемы размещения контейнерных площадок практически для всех населенных пунктов.
В настоящее время в населенных пунктах обустроено 725 контейнерных площадок, установлено 2200 мусоросборников. Централизованной системой сбора и вывоза мусора охвачены: город, все поселки (4) и 80 сел и деревень из 150. Наиболее успешно в этом направлении работают администрации Константиновского и Одинцовского сельских округов, в которых осуществляется вывоз из всех населенных пунктов.
Недостаточное внимание проблеме санитарной очистки подведомственных территорий уделяется администрациями Вельяминовского, Лобановского, Краснопутьского, Растуновского, Угрюмовского, Ямского сельских округов, пос. Востряково, Барыбино.
Возросло количество садоводческих товариществ, от которых мусор вывозится на полигон ТБО: с 15 в 1997 г. до 149 в 2002 г. (фактически мусор вывозился из 140). К сожалению, в садоводческих товариществах эта проблема остается по-прежнему острой, т.к. централизованной системой сбора и вывоза мусора охвачено только 48,6% товариществ. В этом плане администрациям района, поселков и сельских округов, природоохранным органам нужно продолжать работу по дальнейшему наведению порядка и, прежде всего, администрациям поселков Барыбино и Востряково, Вельяминовского, Колычевского, Лобановского, Растуновского сельских округов.
Необходимо отметить, что в последние годы резко увеличились объемы ТБО, захораниваемые на действующем полигоне, расположенном в промзоне г. Домодедово. Это объясняется ростом потребления продуктов и промышленных товаров в упаковке, а также увеличением охвата централизованной системой сбора и вывоза мусора.

Приводится диаграмма динамики роста ТБО, захораниваемых на полигоне.

Примечание. Снижение объемов в 1999 г. объясняется началом работы участка по сортировке ТБО ООО "Эко-сырье".

Рост объемов ТБО обострил существующие проблемы санитарной очистки территории района. Прежде всего, это:
- слабая материально-техническая база предприятий, осуществляющих вывоз и захоронение отходов (муниципальное предприятие "Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства", ЗАО "Эко-транс"). Это приводит к несвоевременному вывозу мусора, захламлению контейнерных площадок и прилегающих земель, неудовлетворительному санитарному состоянию населенных пунктов и территорий садоводческих товариществ. Для улучшения ситуации администрацией района привлечено дополнительное предприятие, специализирующееся на вывозе мусора, - ООО "Автотранс-Р", которое приступило к работе с 21.06.2002;
- резко обострилась ситуация с захоронением отходов: мощности действующего полигона ТБО исчерпаны, поэтому эксплуатация полигона осуществляется с нарушением действующих правил, срок действия установленных лимитов на размещение отходов истек 01.08.2002. Таким образом, в настоящее время данный объект представляет из себя несанкционированную свалку;
- строительство нового районного полигона ТБО "Жирошкино" не ведется с начала 2000 г.
В настоящее время для ускорения строительства указанного полигона создано предприятие "Экосервис" с участием группы компаний "Ист-Лайн" и МП "ККПиБ".
Финансирование работ будет осуществляться за счет средств группы компаний "Ист-Лайн". Первоочередной задачей является ввод в эксплуатацию 1-го пускового комплекса к 1 августа 2003 г., что позволит переориентировать потоки с действующего полигона ТБО и приступить к его рекультивации.
Вместе с тем ввод в действие нового полигона "Жирошкино" приведет к увеличению стоимости транспортировки ТБО. В связи с тем, что основной объем ТБО образуется от муниципального жилого фонда, а платежи населения не покрывают реальные расходы на вывоз и захоронение ТБО, это потребует значительных бюджетных ассигнований на покрытие дополнительных расходов.
Отсутствие эффективной районной системы селективного сбора различных видов отходов в местах их образования приводит к тому, что на полигон ТБО поступают вторичные материальные ресурсы (макулатура, лом черных и цветных металлов, отходы различных пластмасс и текстиля, стеклобой и др.), а также промышленные, медицинские и биологические отходы, не соответствующие по своим экологическим характеристикам ТБО.
Сложившаяся ситуация приводит к сокращению срока службы полигона ТБО, потере ценного вторичного сырья и вследствие этого к дополнительному изъятию природных ресурсов, загрязнению окружающей среды сильно действующими токсикантами.
Анализ сложившейся ситуации, а также существующий международный опыт и опыт других регионов России свидетельствует о том, что концепция санитарной очистки района от ТБО должна базироваться на следующих принципах:
- совершенствование системы сбора и транспортировки ТБО, переход к двухстадийному вывозу ТБО за счет строительства мусороперегрузочной станции, использование большегрузных мусоровозов с подпрессовкой. Ввод станции позволяет сократить транспортные затраты, количество собирающих мусоровозов в городе, исключить малоэффективный вывоз ТБО на полигон малотоннажными мусоровозами. Наиболее целесообразно разместить мусороперегрузочную станцию на территории действующего полигона ТБО в промзоне г. Домодедово;
- внедрение индустриальных методов переработки ТБО на базе строительства мусороперерабатывающего завода (мусоросортировочной станции). Оптимальным было бы строительство двух заводов: в комплексе с мусороперегрузочной станцией в промзоне г. Домодедово и на новом полигоне ТБО "Жирошкино";
- ввод в эксплуатацию полигона ТБО "Жирошкино" и рекультивация существующего полигона;
- сокращение количества отходов, поступающих на захоронение, за счет исключения возможности попадания в поток ТБО промышленных, медицинских и биологических отходов, а также за счет перехода к разделению потока ТБО на стадиях образования (селективный сбор отдельных компонентов), сбора и вывоза (выделение отходов коммерческих и торговых организаций, административных и учебных заведений, древесных и растительных отходов).
В районе отсутствует четкая система сбора, переработки и обезвреживания производственных отходов, прежде всего, медицинских, биологических, строительных отходов, пестицидов и ядохимикатов с истекшим сроком хранения, иловых осадков очистных сооружений, не развита сеть приемных пунктов вторичных материальных ресурсов. Все это приводит к обострению проблемы захоронения ТБО, как уже отмечалось выше, и к серьезному загрязнению всех компонентов окружающей среды: поверхностных и подземных вод, почвы, атмосферного воздуха.
В 1999-2000 гг. достаточно активно работали районные предприятия по сбору вторсырья и опасных отходов производства и потребления с последующей передачей отходов на переработку или обезвреживание: ООО "Эко-Сырье" (макулатура, лом черных металлов, отработанные покрышки, люминесцентные лампы, аккумуляторы, пластмассы, стеклобой, текстиль), ООО "Редбор" (лом черных и цветных металлов), ЗАО "Росмаш-Трейд" (лом черных и цветных металлов), ООО "Континент" (макулатура).
В 2001-2002 гг. объемы принимаемых отходов упали, прекратили свою деятельность ООО "Трест-металл" и ООО "Редбор".
В 2001 г. ООО "Эко-Сырье", ЗАО "Росмаш-Трейд" и ООО "Континент" принято 3069,28 т вторичного сырья. Кроме того, ООО "Эко-Сырье" принято 1,83 т отработанных аккумуляторов и 3390 ртутьсодержащих ламп.
В 2002 г. указанными предприятиями собрано 1485,9 т вторичного сырья, кроме того, ЗАО "Эко-Транс" и ООО "Эко-Сырье" принято 0,275 т отработанных аккумуляторов и 3336 ртутьсодержащих ламп.
В 2002 г. ООО "Континент", ООО "Эко-Сырье" и ЗАО "Эко-Транс" собрали от районных предприятий 579,3 т макулатуры, что на 52,3 т больше, чем в 2001 г., часть макулатуры сдается предприятиям г. Москвы и Московской области, однако по захламленности макулатурой контейнерных площадок видно, что эта проблема пока далека от своего решения.
На хорошем уровне организована работа по приему отходов от технического обслуживания и ремонта автомобилей в ЗАО "АТБ Домодедово".
В 2001 г. предприятием принято от сторонних организаций 11,5 т лома черных металлов, 15,3 т отработанного масла, 5,8 т отработанных аккумуляторов, 27,9 т отработанных покрышек и 0,4 т масляных фильтров.
В 2002 г. принято 16,4 т отработанного масла (+1,1 т), 2,8 т отработанных аккумуляторов (-3 т), 20,3 т отработанных покрышек (-7,6 т), 0,5 т масляных фильтров (+0,1 т), 1,26 т резинотехнических отходов.
С 1999 г. действует участок ООО "Эко-Сырье" по первичной сортировке ТБО. Извлекаются следующие компоненты: макулатура, стеклобой, текстиль, лом цветных и черных металлов, аккумуляторы, пластмассы. От общего объема вывозимых ТБО доля ТБО, прошедших сортировку в 2000 г., составила 12,9%, в 2001 г. - 14,2%, в 2002 г. - 0,2%; в 2001 г. в результате сортировки получено 2284 т вторичных ресурсов, в 2002 г. - всего 31,6 т.
В 2000 году функционировало 2 пункта приема вторсырья ООО "Эко-Сырье" от населения, принято 12,4 т макулатуры, в 2001 г. работал 1 пункт приема, принято 1,1 т макулатуры и 0,8 т цветных металлов, в 2002 г. вторсырье от населения не принималось.
Огромной проблемой для района является несанкционированное размещение лома черных металлов, прежде всего, кузовов автомобилей. Предприятия-заготовители экономически не заинтересованы в сборе легковесного лома, в итоге захламление земель этим отходом становится угрожающим.
ООО "Эко-Сырье" в 2002 г. приняло всего 1,5 т лома черных металлов (-337,5 т к уровню 2001 г.).
На территории ЗАО "Эко-Транс" с февраля 2002 года осуществляло деятельность по сбору металлолома ООО "Метэкс-К". За 2002 год было собрано, заготовлено, переработано и отгружено железнодорожным транспортом 2000 тонн лома черных металлов, в том числе и металлолом, вывозимый ЗАО "Эко-Транс" с территорий поселков Белые Столбы, Востряково, Барыбино; Константиновского, Краснопутьского, Одинцовского, Вельяминовского и Растуновского сельских округов.
Серьезной проблемой являются ртутьсодержащие отходы в силу их высокой токсичности (1-й класс опасности) и широкого распространения в быту и на производстве (отработанные ртутьсодержащие лампы, термометры, различные приборы и т.д.). С целью упорядочения деятельности в данной сфере было принято постановление главы района от 17.02.2000 № 457 "Об упорядочении сбора, хранения, транспортировки и обезвреживания ртутьсодержащих отходов в Домодедовском районе". Необходимо отметить, что в последние годы сбор и хранение ртутьсодержащих отходов с последующей сдачей на переработку в агентство "Ртуть-Сервис" упорядочивается благодаря постоянному контролю со стороны природоохранных органов: практически все промышленные, строительные, дорожные, транспортные предприятия, муниципальные предприятия и учреждения, а также большинство предприятий торговли закупили специализированные металлические контейнеры для сбора и хранения отработанных ртутьсодержащих ламп и осуществляют передачу указанных отходов на обезвреживание. В 2002 г. предприятия, эксплуатирующие муниципальный жилой фонд (МУП "Домодедово-Жилсервис" и МУП "Заря-Жилсервис"), приступили к приему отработанных люминесцентных ламп от населения.
Актуальным и трудно решаемым вопросом для района, как и в целом для Московской области, является удаление непригодных к использованию в сельском хозяйстве пестицидов, накопленных на складах сельхозпредприятий. Положение усугубляется тем, что среди хранящихся и используемых ядохимикатов находятся препараты 1-го и 2-го классов опасности, чрезвычайно стойкие в окружающей среде ядохимикаты с длительным периодом полураспада, в т.ч. способные при горении образовывать более токсичные вещества - диоксины. Полигона для захоронения данного вида отходов в области нет.
На складах сельхозпредприятий района в настоящее время находится 8795 кг пестицидов с истекшим сроком хранения. В конце 2001 года Департамент природных ресурсов РФ разрешил фирме ООО "ТЭДЭС" произвести вывоз из области указанных пестицидов на захоронение на полигон "Красный Бор" Ленинградской области. Стоимость услуг по обеззараживанию и захоронению, транспортировке и оформлению документов оплачивал собственник пестицидов. Данной возможностью в 2002 году воспользовался только СХПК ПЗ "Барыбино", который отправил на захоронение 262 кг гранозана, ртутьсодержащего протравителя, запрещенного к применению, хотя все хозяйства района были своевременно поставлены в известность о возможности решения данной проблемы.
С 12.01.2003 полигон "Красный Бор" временно закрыт и пестициды на утилизацию не принимаются. Работы по утилизации старых и запрещенных препаратов шли бы быстрее, если бы они субсидировались государством.
Другой способ решения проблемы утилизации заключается в проверке препаратов с истекшим сроком хранения, но не запрещенных к применению, на содержание "действующего вещества" в Видновской МКТЛ (Московская контрольно-токсикологическая лаборатория). По результатам проверки производится корректировка дозировки препарата, обычно это относится к гербицидам, которыми потом можно обработать пристолбовые круги на полях, обочины дорог и т.д.
Таким образом, существует необходимость постановки данной проблемы на уровне Правительства Московской области.
Серьезнейшей проблемой для района, как и в целом для Московской области, является проблема утилизации биологических отходов, к которым относятся:
- трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
- абортированные и мертворожденные плоды;
- ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;
- другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
В соответствии с действующими Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (№ 13-7-2/469 от 04.12.95) биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах. Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям. С введением Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю было запрещено.
В Домодедовском районе, как и в Московской области, ослаблена работа по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов. Имеют место случаи бесконтрольного захоронения в неустановленных местах трупов павших животных, других биологических отходов, продажа трупов животных для кормовых целей. Зачастую эти нарушения происходят из-за отсутствия мест захоронения и отсутствия средств на оплату мероприятий по утилизации.
Подобные нарушения создают реальную угрозу распространения и возникновения заболеваний, в т.ч. особо опасных, общих для человека и животных.
Годовой объем указанных отходов, образующихся только на сельхозпредприятиях и подлежащих утилизации, составляет примерно 400 тонн.
В 2002 г. 5 сельхозпредприятиями района сдано на Рязанский утильзавод 220,5 т.
Необходимо отметить, что ни на одном предприятии нет скотомогильников, соответствующих нормативным требованиям, поэтому единственным способом, не приводящим к загрязнению окружающей среды, является утилизация биологических отходов на утилизационных заводах.
Ситуация усугубляется тем, что единственный завод "Эколог" подобного профиля хотя и находится в Люберецком районе Московской области, находится на балансе МГУП "Промотходы" (г. Москва). Стоимость приема отходов для предприятий г. Москвы составляет 3 тыс. руб/т, для областных - 26 тыс. руб/т.
Так как эта проблема не решена в целом по Московской области, необходимо также ее решать на уровне Правительства Московской области либо строить собственный мини-завод в районе.
Проблема обращения с медицинскими отходами, являющимися высокоопасными, их сбор, хранение и переработка является также одной из актуальных проблем в области обращения с отходами.
Вывоз на свалки отходов ЛПУ, содержащих шприцы, системы переливания крови, лекарственные препараты, перевязочные материалы, органические субстраты, определяет их эколого-гигиеническую и эпидемиологическую опасность для окружающей среды и человека.
Несмотря на реальную опасность медицинских отходов, эта проблема не получила до сих пор должного разрешения. Удаление отходов из медицинских учреждений осуществляется на основе нормативных актов для обращения с бытовыми отходами и документов, регламентирующих применение мер по предотвращению распространения инфекционных заболеваний (проведение дезинфекционных мероприятий), радиоактивных отходов и, в меньшей степени, токсичных.
Потенциально инфицированные отходы (выделения больных, шприцы, бинты, скальпели и т.д.) обезвреживаются химическими дезинфектантами, жидкая и полужидкая части сбрасываются в канализацию, твердая вывозится с твердыми бытовыми отходами на полигоны и свалки.
Отходы от родильного, гинекологического, хирургического отделений, морга упаковываются в полиэтилен и деревянные ящики и захораниваются в специально выделенных могилах на кладбище. Именно такая система действует и в Домодедовском районе.
Все отходы здравоохранения разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности на пять классов опасности:
Класс А. Неопасные отходы лечебно-профилактических учреждений.
Класс Б. Опасные (рискованные) отходы лечебно-профилактических учреждений.
Класс В. Чрезвычайно опасные отходы лечебно-профилактических учреждений.
Класс Г. Отходы лечебно-профилактических учреждений, по составу близкие к промышленным.
Класс Д. Радиоактивные отходы лечебно-профилактических учреждений.
Отходы класса А могут быть захоронены на обычных полигонах по захоронению твердых бытовых отходов. Отходы классов Б, В необходимо уничтожать на специальных установках по обезвреживанию отходов ЛПУ термическими методами.
Вышеупомянутый завод "Эколог" принимает медицинские отходы группы Б и группы В (переведенных в группу Б), однако стоимость утилизации достаточно велика - 15 тыс. руб/ т.
Необходимо отметить, что наибольшее количество медицинских отходов образуется в системе ДЦРБ, однако деятельность данного ЛПУ не отвечает требованиям СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений". До настоящего времени ДЦРБ не разработан обязательный нормативный документ, регламентирующий деятельность по обращению с отходами, - проект нормативов образования и лимитов размещения отходов, хотя средства на указанные цели в объеме 85 тыс. руб. были выделены из районного экологического фонда в 2002 г.
Серьезной проблемой является проблема лекарственных средств с истекшим сроком хранения, которые могут образовываться в ЛПУ, аптеках и у населения.
К сожалению, данные о количестве образующихся медицинских отходов отсутствуют.
Население накапливает у себя большие количества лекарственных средств, которые превращаются в отходы потребления. Из-за отсутствия системы сбора и переработки они выбрасываются в придомовые мусоросборники и вывозятся наравне с твердыми бытовыми отходами.
На таможне скапливается значительное количество лекарственных препаратов с истекшим сроком годности или не отвечающих по своему качеству предъявляемым им требованиям. Возрастает количество случаев обнаружения фальсифицированных лекарственных препаратов. Какой-либо системы по их уничтожению нет. Между тем в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" каждый производитель продукции должен иметь способ ее переработки или безопасного захоронения при превращении ее в отход потребления.
За последние годы отечественными фирмами (ОАО ВНИИЭТО, НПО "Алгон", НПФ "Термоэкология", АКХ им. К.Д. Памфилова, ЭНИН им. Кржижановского, АО "Плазма-Тест" и т.д.) разработан ряд установок для переработки отходов ЛПУ, в том числе лекарственных препаратов с истекшим сроком годности. Однако их внедрение в практику неоправданно задерживается.
Возможные пути решения утилизации медицинских отходов и лекарственных препаратов с истекшим сроком годности:
- утилизация отходов на заводе "Эколог". При этом необходимо решить вопрос на уровне Правительства Московской области о льготной цене для областных предприятий и ЛПУ;
- строительство установки по термическому обезвреживанию на районном полигоне ТБО.
Важной экологической проблемой, требующей своего разрешения, является проблема утилизации иловых осадков сточных вод (ОСВ).
Многообразие химического состава осадков, содержание в них токсичных веществ, в частности, тяжелых металлов (ТМ), яиц гельминтов и патогенной микрофлоры, делает их использование для удобрения почвы небезопасным в эколого-гигиеническом отношении.
В разных странах значительная часть образующихся осадков сбрасывается в отвалы, используется в качестве грунта для заполнения горных выработок и оврагов, от 3 до 30% осадков сжигается, используется в качестве органических удобрений в сельском хозяйстве, в промышленном цветоводстве, зеленом строительстве, лесных и декоративных питомниках, для биологической рекультивации нарушенных земель, полигонов ТБО и т.п.
Необходимо отметить, что использование ОСВ в качестве органических удобрений должно осуществляться в строгом соответствии с действующими регламентирующими документами. В противном случае будет происходить загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами (почвы, поверхностных и подземных вод), а также сельскохозяйственных культур, что в конечном итоге отрицательно скажется на состоянии здоровья населения.
Негативный опыт прежних лет, когда ОСВ широко использовались в сельском хозяйстве, свидетельствует о том, что основная проблема заключается в необходимости определения содержания тяжелых металлов как в каждой партии ОСВ, так и в почве на конкретном поле. Подобное обследование требует значительных финансовых затрат.
В районе основным балансодержателем очистных сооружений биологической очистки является МУП "Домодедовский водоканал" (81,2% сооружений по производительности). К настоящему времени на иловых картах очистных сооружений предприятия накоплено 37,6 тыс. куб. м ОСВ, в т.ч. на городских - 27,5 тыс. куб. м. Ежегодно на городских очистных сооружениях образуется 53,2 тыс. куб. м/год ОСВ. Ситуация осложняется тем, что до настоящего времени не введен цех мехобезвоживания, хотя он и входит в состав I пускового комплекса III очереди очистных сооружений, а возможности имеющихся иловых карт рассчитаны на дополнительное размещение только годового объема ОСВ.
В районе в последние годы ведется интенсивное строительство прежде всего жилья, что приводит к образованию значительных объемов строительных отходов. Необходимо отметить, что большинство строительных предприятий не выполняют существующие требования по обращению со строительными отходами. На стройплощадках бункеры-накопители для сбора отходов либо вообще отсутствуют, либо их недостаточно, что приводит к захламлению земель. В основном строительные отходы вывозятся на полигон ТБО, частично используются в качестве щебенки для устройства подъездных дорог к садоводческим товариществам, деревням и т.д. Значительные объемы вывозятся на несанкционированные свалки, приводя к захламлению земель.
В 2002 г. на полигон ТБО поступило 3190 куб. м строительных отходов, в т.ч. от строительных предприятий (ОАО "Домодедовоагрострой", ЗАО "Мособлстройтрест-11", ООО "Отделстрой") поступило всего 424,7 куб. м. ЗАО СК "Дружба" в этом списке не фигурирует, хотя предприятие ведет интенсивное жилищное строительство и в связи с жалобами населения штрафовалось за несанкционированное размещение строительных отходов.
Необходимо отметить, что к настоящему времени проблема утилизации отходов данного вида может быть полностью решена с использованием возможностей ЗАО "Артем", которое ведет рекультивацию карьера у с. Колычево с использованием строительных отходов. В карьере установлена передвижная дробильно-сортировочная установка ДРО-703 для переработки бетонных отходов с получением товарной продукции щебня. Годовая производительность ДСУ равна 50 тыс. куб. м в год, выход щебня - 20 тыс. куб. м в год. Объем принимаемых строительных отходов и грунтов может составить 250 тыс. куб. м в год.
Аналогичным способом могут перерабатываться отходы производства железобетона, например, ОАО "ДЗЖБИ" и др. предприятий.
До настоящего времени в районе не решена проблема организации площадок для складирования снега, вывозимого из населенных пунктов. Снег, собранный с дорог, загрязнен нефтепродуктами, солями, тяжелыми металлами и при таянии загрязняет почвы, подземные и поверхностные воды. Необходимо организовать площадки складирования снега, оборудованные системой сбора талого стока с локальными очистными сооружениями на выпуске (нефтеловушками), силами дорожных служб.
Серьезной проблемой остается сбор и утилизация крупногабаритных отходов (КГО) и древесно-растительных отходов (ДРО), состоящих из порубочных остатков и опавшей листвы. Контейнерные площадки и прилегающие территории повсеместно завалены этими отходами, что затрудняет уборку площадок, приводит к неудовлетворительному санитарному состоянию населенных мест. МП "ККПиБ", на которое возложена обязанность по вывозу КГО, не обеспечивает своевременный вывоз КГО из-за отсутствия необходимой техники.
ДРО, основная масса которых образуется весной и осенью, зачастую сжигаются, что вызывает многочисленные жалобы населения. Назрела необходимость организации на полигоне ТБО (строящемся или действующем, подлежащем рекультивации) участка, на котором производилась бы переработка ДРО методом открытого компостирования на открытой площадке в штабеле с получением товарного продукта - компоста.
Более габаритные древесные отходы в виде бревен и поленьев целесообразно использовать как топливо.
Таким образом, результаты анализа ситуации, сложившейся в сфере обращения с отходами, свидетельствуют о том, что как и в целом по стране, огромное количество отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, выведены из хозяйственного оборота, не используются повторно в народном хозяйстве, их несанкционированное размещение приводит к загрязнению окружающей среды.
К сожалению, до настоящего времени не завершена разработка эффективной государственной политики в сфере обращения с отходами. Переход к рыночной экономике не вызвал роста переработки отходов. Обострилась необходимость сочетания гибкости рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, с дальновидной государственной поддержкой, стимулирующей использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую среду.
Все это требует выработки системных подходов в решении проблемы обращения с отходами в районе.
Проблемы обращения с отходами производства и потребления занимают одно из центральных мест в области охраны окружающей среды и здоровья людей. Причем эти проблемы можно разделить на две основные составляющие: захоронение или уничтожение отходов экологически безопасными способами и минимизация образования, в основе которой лежит повторное использование образовавшихся отходов или рециклинг. Последнее направление является приоритетным во всем мире и с точки зрения охраны окружающей среды, и с точки зрения ресурсосбережения и рационального природопользования. Именно его следует положить в основу муниципальной политики.
На ближайшую перспективу можно сформулировать следующие направления повышения эффективности управления отходами производства и потребления в районе:
1. Создание единой системы управления отходами с целью обеспечения в районе эффективной технической, организационной и тарифной политики с помощью Центра управления отходами.
2. Сокращение количества отходов, поступающих на объекты обезвреживания и захоронения, за счет исключения из потока ТБО промышленных, строительных, древесно-растительных, медицинских, биологических отходов.
3. Переход к разделению потока ТБО на стадиях образования (селективный сбор отдельных компонентов), сбора и вывоза (выделение отходов коммерческих и торговых организаций, административных и учебных заведений, древесных и растительных отходов) с целью уменьшения объемов ТБО, направляемых на обезвреживание, сокращения затрат и получения дополнительной прибыли за счет реализации компонентов отходов.
4. Строительство сортировочно-перегрузочной станции в промзоне г. Домодедово.
5. Строительство сортировочной станции, участка по компостированию ДРО, термической установки для сжигания медицинских и биологических отходов на строящемся полигоне.
6. Создание единой информационной базы данных об источниках образования отходов, маршрутах вывоза и т.д. с целью оптимизации транспортных потоков, уточнения и сокращения затрат на отдельных стадиях управления ТБО.
7. Создание единой информационной базы об источниках образования отходов; объектах и технологиях размещения, переработки, обезвреживания отходов с целью определения:
- количества и видов образующихся отходов;
- потребностей в технологиях переработки отдельных видов отходов;
- возможности использования производственных отходов, образующихся в районе, в качестве сырья как для предприятий района, так и для других регионов;
- наличия существующих технологий переработки (обезвреживания) и предприятий-переработчиков конкретных видов отходов;
- потребностей в мощностях по переработке, обезвреживанию, захоронению отходов, в т.ч. вторсырья, полученного при селективном сборе или сортировке ТБО, в районе.
Наличие единой информационной базы позволит управлять потоками отходов, предотвращая их несанкционированное размещение и загрязнение окружающей среды.
8. Повышение уровня экологической культуры населения, информационное обеспечение Программы.
Мероприятия, включенные в Программу, представляют собой организационно-технические мероприятия по разработке и совершенствованию технологий по обращению с отходами и развитию системы управления в сфере обращения с отходами (приложение 1 <*>), а также мероприятия по строительству и рекультивации объектов по размещению, переработке, обезвреживанию, сортировке отходов (приложение 2 <*>).

2. Заказчик и исполнители Программы, управление Программой

Заказчиком Программы являются администрация района и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Московской области.
Анализ сложившейся в районе ситуации в сфере обращения с отходами свидетельствует о сложности и многогранности данной проблемы, необходимости решения ее программными методами, неэффективности существующей системы санитарной очистки и системы управления всеми видами отходов и необходимости перехода на новый уровень управления отходами.
Проблема обращения с отходами включает в себя большое число взаимосвязанных задач, к основным из которых относятся:
- решение комплекса экологических и санитарно-гигиенических задач, связанных с размещением объектов переработки и размещения отходов;
- создание производств по сбору, сортировке, переработке, обезвреживанию отходов, а также экологически безопасному размещению неутилизируемой их части;
- сокращение объемов образования отходов путем внедрения на производствах ресурсосберегающих (малоотходных) технологий и процессов рециклинга отходов;
- создание и внедрение новой техники и технологий в области утилизации, обезвреживания и размещения отходов;
- координация работы муниципальных предприятий и организаций, а также частных компаний, работающих в сфере обращения отходов;
- концентрация финансовых средств, материальных ресурсов, производственного и научного потенциалов;
- создание механизмов экономической самоокупаемости работ, связанных с обращением отходов.
Совершенно очевидно, что для решения подобной многофакторной проблемы необходимо создание специальной структуры, ориентированной на решение указанной проблемы и проводящей политику администрации района в сфере обращения с отходами, - Центра управления отходами.
Исходя из содержания проблемы обращения с отходами представляется целесообразным возложить на Центр управления отходами следующие функции:
- учет номенклатуры и объемов образования отходов производства и потребления и ведение общего районного банка данных "Отходы";
- систематический контроль соблюдения предприятиями района природоохранного законодательства в сфере обращения отходов совместно с органами муниципального и государственного контроля;
- контроль за потоками отходов (образование, сдача на переработку, обезвреживание, захоронение);
- формирование районных программ развития инфраструктуры по созданию производств по приему, сортировке, переработке, обезвреживанию и захоронению отходов производства и потребления;
- привлечение финансовых средств на выполнение районных программ;
- функции заказчика по реализации районных программ в области обращения с отходами;
- координация деятельности городских предприятий и организаций, работающих в сфере обращения с отходами;
- создание и ведение информационного банка данных о:
потребностях в технологиях переработки отдельных видов отходов;
возможностях использования производственных отходов, образующихся в районе, в качестве сырья как для предприятий района, так и для других регионов;
наличии существующих технологий переработки (обезвреживания) и предприятий-переработчиков конкретных видов отходов;
потребностях в мощностях по переработке, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе вторсырья, полученного при селективном сборе или сортировке ТБО, в районе.
Исполнителями конкретных мероприятий, включенных в Программу, являются предприятия, организации, учреждения района, администрации поселков и сельских округов, указанные в приложениях 1 <*>, 2 <*>.
Администрация района осуществляет управление реализацией Программы через соответствующие отделы администрации, муниципальные предприятия с привлечением контролирующих органов. Роль координатора в управлении реализацией Программы возлагается на Центр управления отходами.

3. Цели Программы, ожидаемые конечные результаты

Основными целями Районной целевой программы "Отходы" являются создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, относятся:
- организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;
- создание системы управления обращением с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов;
- реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего тиражирования.

4. Финансирование Программы

Финансовое обеспечение Программы ориентировано на ограниченное бюджетное финансирование и максимальное использование внебюджетных источников, собственных средств предприятий:
Районный бюджет - 47,96 млн. руб.
Областной бюджет (областной экологический фонд) - 62,36 млн. руб.
Бюджет г. Москвы - 93,41 млн. руб.
Собственные средства предприятий, организаций, учреждений - 50,371 млн. руб.

5. Контроль за ходом реализации Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Советом депутатов района, администрацией района с привлечением органов государственного контроля.
Ход реализации Программы заслушивается на заседании коллегии в IV квартале 2003 г., в IV квартале 2004 г. и на заседании Совета депутатов района в IV квартале 2005 г.

   ---------------------------------

<*> Не приводится.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru