Законодательство
Московской области

Балашихинский р-н
Бронницы
Волоколамский р-н
Воскресенский р-н
Дзержинский
Дмитровский р-н
Долгопрудный
Домодедовский р-н
Дубна
Егорьевский р-н
Жуковский
Зарайский р-н
Звенигород
Ивантеевка
Истринский р-н
Каширский р-н
Климовск
Клинский р-н
Коломенский р-н
Королев
Красноармейск
Красногорский р-н
Краснознаменск
Ленинский р-н
Лобня
Лотошинский р-н
Луховицкий р-н
Лыткарино
Люберецкий р-н
Можайский р-н
Московская область
Мытищинский р-н
Наро-Фоминский р-н
Ногинский р-н
Одинцовский р-н
Озерский р-н
Орехово-Зуевский р-н
Павлово-Посадский р-н
Подольский р-н
Протвино
Пушкинский р-н
Пущино
Раменский р-н
Реутов
Рошаль
Рузский р-н
Сергиево-Посадский р-н
Серебряно-Прудский р-н
Серпуховский р-н
Солнечногорский р-н
Ступинский р-н
Талдомский р-н
Троицк
Фрязино
Химкинский р-н
Чеховский р-н
Шатурский р-н
Шаховской р-н
Щелковский р-н
Щербинка
Электросталь

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








ПИСЬМО УМНС РФ по Московской области от 08.07.2003 № 18-23/197@
"ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 8 июля 2003 г. № 18-23/197@

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ВОПРОСАМ
ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопрос № 1. Допустимы ли в акте выездной налоговой проверки формулировки "тематическая" налоговая проверка, "показательная" налоговая проверка?

Ответ. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено проведение выездных налоговых проверок, формулировки "тематическая" налоговая проверка, "показательная" налоговая проверка для определения понятия выездной налоговой проверки Налоговым кодексом не предусмотрены.
Кроме того, у налогового органа отсутствует необходимость называть выездную налоговую проверку тематической, поскольку всегда составляется перечень вопросов, подлежащих проверке.
Проведение показательной выездной налоговой проверки - внутренний вопрос налогового органа, оформляется служебной запиской к акту выездной налоговой проверки.

Вопрос № 2. Поясните, пожалуйста, порядок оформления углубленных камеральных проверок, если установлены нарушения:
а) каким документом оформляется проверка?
б) каким образом доводится до налогоплательщика?
в) какой срок дается на разногласия и дается ли вообще?
г) в какой срок принимается решение по проверке?

Ответ. При проведении углубленных камеральных проверок следует руководствоваться Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов, утвержденным Министром Российской Федерации по налогам и сборам 28.01.1999 и доведенным до налоговых органов приказом МНС России от 29.01.1999 № ВГ-14-16/13дсп, с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом МНС России от 18.09.2002 № ВГ-4-06/20дсп:
а) согласно пункту 4.2 Регламента проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов в редакции с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МНС России от 18.09.2002 № ВГ-4-06/20дсп, по результатам камеральной налоговой проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, в произвольной форме составляется на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа докладная записка, согласованная с начальником отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок.
В докладной записке указываются документально установленные факты допущенного нарушения и (или) обстоятельства, содержащие признаки налогового правонарушения, как они установлены проверкой, а также предложения о необходимости принятия решения:
- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;

б) согласно ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Пунктом 4.2 Регламента проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов, доведенного письмом МНС России от 29.01.1999 № ВГ-14-16/13дсп (в редакции приказа МНС России от 18.09.2002 № ВГ-4-06/20дсп), определено, что об ошибках или противоречиях в налоговой декларации и (или) документах, представленных для камеральной проверки, сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти рабочих дней.
При этом статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации определено следующее:
1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
2. Если предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.
3. Если предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки.
4. Если предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с настоящим пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Таким образом, при требовании налогового органа о внесении соответствующих исправлений в установленный срок налогоплательщик не подлежит освобождению от ответственности в порядке, изложенном в пунктах 3 и 4 статьи 81, поскольку требование налогового органа о внесении соответствующих исправлений в установленный срок свидетельствует об обнаружении налоговым органом обстоятельств неотражения или неполноты отражения в налоговой декларации сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога.
В связи с вышеизложенным, сообщение о выявленных налоговым органом ошибках или противоречиях в налоговой декларации и (или) документах, представленных для камеральной проверки, должно быть письменно доведено до налогоплательщика;

в) Налоговым кодексом и Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов не предусмотрено каких-либо сроков для представления налогоплательщиком разногласий по результатам камеральных налоговых проверок.
Однако если такие разногласия будут налогоплательщиком направлены в ответ на письмо налогового органа об ошибках или противоречиях в налоговой декларации и (или) документах, представленных для камеральной проверки, они могут быть учтены налоговым органом при вынесения решения по результатам камеральной проверки;

г) в действующей редакции Регламента проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов не указаны сроки принятия решения по результатам камеральной проверки (согласно пункту 3 изменений и дополнений, внесенных приказом МНС России от 18.09.2002 № ВГ-4-06/20дсп. Пункт 4.4 прежней редакции из Регламента исключен).
Таким образом, решение по результатам камеральной проверки должно приниматься не ранее дня составления докладной записки, предусмотренной пунктом 4.2 в редакции изменений и дополнений, внесенных приказом МНС России от 18.09.2002 № ВГ-4-06/20дсп, и не позднее трехмесячного срока, установленного статьей 88 Налогового кодекса.
В решении, принятом руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам камеральной проверки, излагаются все обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. Кроме того, к решению по результатам камеральной проверки должны быть приложены копии первичных документов налогоплательщика.
То есть решение по результатам камеральной проверки должно полностью соответствовать требованиям статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно должно служить основанием для последующего взыскания налоговых санкций, для возможного разбирательства в суде или вышестоящем налоговом органе.

Вопрос № 3. Налогоплательщик представил уточненную декларацию "к уменьшению". При камеральной проверке налоговая инспекция дополнительно начисляет налог до суммы, указанной в первоначальной декларации. Если налог уплачен полностью, следует ли в данном случае применять статью 122 Налогового кодекса? Если нет, то как оформить результаты камеральной налоговой проверки - решением или актом? Если налог уплачен не полностью, то применяется ли в рассматриваемом случае статья 122 Налогового кодекса?

Ответ. Согласно статье 81 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может быть освобожден от налоговой ответственности при определенных условиях, если при обнаружении самим налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик самостоятельно вносит необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение налогоплательщика от налоговой ответственности при обнаружении налоговым органом в ходе камеральной проверки неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации или ошибок, приводящих к занижению суммы налога. В соответствии с Налоговым кодексом и Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов результаты камеральной проверки оформляются решением, которое принимается на основании докладной записки, составленной в соответствии с названным Регламентом.

Вопрос № 4. Вручается ли акт, справка о результатах углубленной камеральной проверки налогоплательщику?

Ответ. Согласно пункту 4.2 Регламента проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов в редакции с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МНС России от 18.09.2002 № ВГ-4-06/20дсп, по результатам камеральной налоговой проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, в произвольной форме составляется на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа докладная записка, согласованная с начальником отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок.
Налогоплательщику направляется письмо налогового органа об ошибках или противоречиях в налоговой декларации и (или) документах, представленных для камеральной проверки, и решение, принятое по результатам камеральной проверки.

Вопрос № 5. По камеральным проверкам порядок оформления также регламентирован приказом УМНС России от 19.11.2001 № 110а "Об утверждении Порядка взаимодействия отраслевых отделов и юридической службы Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Московской области по вопросам применения норм Налогового кодекса РФ". Что-то изменилось?

Ответ. После издания указанного приказа в Регламент проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов, утвержденный Министром Российской Федерации по налогам и сборам 28.01.1999 и доведенный до налоговых органов приказом МНС России от 29.01.1999 № ВГ-14-16/13дсп, внесены изменения и дополнения согласно приказу МНС России от 18.09.2002 № ВГ-4-06/20дсп. Соответственно приказ УМНС России от 19.11.2001 № 110а "Об утверждении Порядка взаимодействия отраслевых отделов и юридической службы Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Московской области по вопросам применения норм Налогового кодекса РФ" действует в части, не противоречащей новой редакции Регламента проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов.

Вопрос № 6. При проведении углубленной камеральной проверки установлен факт нарушения ведения бухгалтерского учета (отсутствие первичных документов, подтверждающих оплату). Должна ли применяться в данном случае статья 120 Налогового кодекса при наложении штрафных санкций?

Ответ. Статья 120 Налогового кодекса Российской Федерации может быть применена при камеральной проверке только в случае проведения проверки с истребованием документов. При этом в ходе камеральной проверки должен быть установлен факт грубого нарушения налогоплательщиком правил учета доходов и расходов, квалифицируемого по пп. 1, 2, 3 указанной статьи.
За непредставление налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, ответственность предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса.

Вопрос № 7. Какую отметку в налоговой декларации должен сделать налоговый инспектор в случае, если он передает в отдел выездных налоговых проверок заключение на проведение выездной налоговой проверки? При этом он по имеющимся документам не может подтвердить достоверность указанных в декларации сумм? Решение о привлечении к налоговой ответственности по результатам камеральной проверки не принимается.

Ответ. Согласно пункту 4.1 Регламента проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов в случае выявления камеральной проверкой фактов неправильного отражения показателей налоговой декларации, приводящих к неполной (излишней) уплате налогоплательщиком сумм налогов, результаты проведения данной проверки фиксируются работником налогового органа посредством заполнения в представленных налоговых декларациях строки "отметки и замечания инспектора (экономиста)". Указанные замечания должны содержать перечень всех показателей налоговой декларации, при исчислении которых налогоплательщиком были допущены нарушения.

Вопрос № 8. В какой период налоговый орган должен провести камеральную налоговую проверку налоговых деклараций, представленных налогоплательщиком, - в течение 3 месяцев со дня представления или в течение 50 календарных дней, установленных Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов?

Ответ. В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации.
Одновременно пунктом 1.5 Регламента проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов, утвержденного Министром Российской Федерации по налогам и сборам 28.01.1999 и доведенного до налоговых органов приказом МНС России от 29.01.1999 № ВГ-14-16/13дсп в редакции изменений и дополнений, внесенных приказом МНС России от 18.09.2002 № ВГ-4-06/20дсп, предусмотрен срок проведения камеральной проверки в течение 50 календарных дней. При этом руководителю (заместителю руководителя) предоставлено право увеличивать срок проведения камеральной налоговой проверки до трех месяцев в случаях, оговоренных в данном пункте Регламента.

Вопрос № 9. На какой период можно приостанавливать выездную налоговую проверку, когда направлены запросы на проведение встречных проверок? Ответы могут приходить через 4-6 месяцев, а могут и вообще не прийти. Можно ли продолжить проведение проверки на основании имеющихся материалов? (Срок приостановления проверки указан в решении.)

Ответ. Согласно пункту 1.9 Регламента проведения выездных налоговых проверок, утвержденного приказом МНС от 10.11.2000 № БГ-14-1/353дсп, если в ходе проведения выездной налоговой проверки в течение установленного статьей 89 Налогового кодекса срока проведения выездной налоговой проверки возникает необходимость проведения встречных проверок, экспертизы, вынужденного отвлечения проверяющих на другие участки работы, а также в иных исключительных случаях, рекомендуется приостановить выездную налоговую проверку на период проведения указанных мероприятий. При этом Регламентом не определена продолжительность приостановления выездной налоговой проверки. После истечения срока приостановления выездной налоговой проверки она должна продолжаться в установленном порядке. Налоговому органу, направившему запросы на проведение встречных проверок и приостановившему выездную налоговую проверку, следует принять меры к истребованию и получению материалов по встречным проверкам и другим контрольным мероприятиям.

Вопрос № 10. При проведении выездной налоговой проверки был сделан запрос по проведению встречной проверки организации-поставщика. Пришел ответ, что налогоплательщик декларации не представляет и не отчитывается. Каковы наши действия в данной ситуации, учитывая, что арбитражная практика на стороне налогоплательщика?

Ответ. В случае если организация-участник сделок с проверяемым налогоплательщиком не представляет налоговые декларации и не отчитывается перед налоговыми органами, налоговым органам следует активнее пользоваться правом предъявлять в арбитражном суде иски о признании сделок недействительными, предусмотренным пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" от 21.03.1991 № 943-1.

Вопрос № 11. По результатам выездной налоговой проверки установлена неуплата одного налога, влекущая привлечение к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса, а также занижение другого налога при наличии переплаты за период, предшествующий проверке, на соответствующую дату, что исключает привлечение лица к ответственности по ст. 109 Налогового кодекса. В данном случае должно быть вынесено одно решение о привлечении к ответственности или два решения - о привлечении к ответственности и об отказе в привлечении к ответственности?
Аналогично в случае если по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщик в какой-то части подлежит привлечению к ответственности, а по другим нарушениям, изложенным в акте, требуется проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, сколько выносится решений?

Ответ. Налоговым кодексом и действующими нормативными документами предусмотрено принятие одного решения по результатам выездной налоговой проверки. Если по одному из проверенных налогов установлены обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности, выносится решение о привлечении к ответственности (в отношении других налогов), при этом данные обстоятельства указываются в описательной и результативной частях решения в порядке, определенном пунктом 3.3 инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 № 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".
В случае если по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщик в какой-то части подлежит привлечению к ответственности, а по другим нарушениям, изложенным в акте, требуется проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. После завершения дополнительных мероприятий налогового контроля выносится решение о привлечении к ответственности с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Вопрос № 12. Как документально должно быть зафиксировано время фактического нахождения проверяющего на территории проверяемого налогоплательщика для исчисления двухмесячного срока, отведенного на проведение выездной налоговой проверки согласно статье 89 Налогового кодекса?

Ответ. Время фактического нахождения проверяющего на территории проверяемого налогоплательщика указывается в справке о проведенной проверке, которую проверяющий составляет непосредственно после окончания выездной налоговой проверки согласно пункту 2.1 инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 № 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".

Вопрос № 13. Согласно Методическим указаниям по процедуре проведения и оформления выездных и камеральных налоговых проверок от 23.11.2001 № 18-23/104 датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации решения о проведении проверки, однако в Налоговом кодексе дата начала проверки не определена. Просим дать разъяснение по данному вопросу, т.е. какую дату считать датой начала проверки - дату вручения решения о проведении проверки налогоплательщику или дату получения документов от налогоплательщика?

Ответ. Согласно пункту 3.4 Методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, доведенных письмом МНС России от 7 мая 2001 г. № АС-6-16/369@, дата предъявления руководителю проверяемого налогоплательщика-организации (ее представителю) решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки является датой начала проведения проверки. При этом согласно статье 89 Налогового кодекса срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Вопрос № 14. Должна ли налоговая инспекция проводить выездную налоговую проверку структурного подразделения, не имеющего самостоятельного баланса и расчетного счета, если бухгалтерия находится по месту нахождения головного предприятия?

Ответ. Проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций, в состав которых входят структурные подразделения, регламентируется Методическими указаниями по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, доведенными письмом МНС России от 7 мая 2001 г. № АС-6-16/369@ (далее - Методические указания).
Согласно Методическим указаниям налоговые органы имеют право проводить:
1. Выездные налоговые проверки филиалов и представительств налогоплательщика-организации независимо от проведения проверок налогоплательщика-организации (раздел 2 Методических указаний).
2. Выездные налоговые проверки налогоплательщика-организации с одновременной проверкой ее филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений (п. 3 Методических указаний).
При этом необходимо учитывать следующее:
1. Проведение выездных налоговых проверок филиалов и представительств независимо от проведения проверки головной организации осуществляется при выполнении следующих условий:
а) в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы и представительства указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица;
б) в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации и на основании положений, утвержденных создавшим их юридическим лицом, на них возложены функции по уплате налогов по месту их нахождения.
2. Проведение выездных налоговых проверок филиалов и представительств и иных обособленных структурных подразделений с одновременной проверкой головной организации осуществляется в обязательном порядке, если:
а) обособленное структурное подразделение не является филиалом или представительством, а признается обособленным структурным подразделением только для целей налогообложения в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации;
б) в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации и на основании положений, утвержденных создавшим их юридическим лицом, на них не возложены функции по уплате налогов по месту их нахождения;
в) в соответствии с действующим законодательством и (или) учетной политикой организации уплата налогов осуществляется централизованно по месту ее нахождения.
Таким образом, выездная налоговая проверка обособленного структурного подразделения, не имеющего самостоятельного баланса и расчетного счета, не может быть проведена налоговым органом по месту его нахождения независимо от проведения выездной налоговой проверки головной организации.
Выездная налоговая проверка такого обособленного структурного подразделения налогоплательщика-организации проводится с одновременной выездной налоговой проверкой головной организации на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения головной организации в порядке, предусмотренном разделом 3 Методических указаний.

Вопрос № 15. Каким образом следует применять Регламент проведения камеральных проверок в инспекциях, переведенных на ЭОД?

Ответ. Исключений или особенностей применения Регламента проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов, утвержденного Министром Российской Федерации по налогам и сборам 28.01.1999 и доведенного до налоговых органов приказом МНС России от 29.01.1999 № ВГ-14-16/13дсп в редакции изменений и дополнений, внесенных приказом МНС России от 18.09.2002 № ВГ-4-06/20дсп, для налоговых инспекций, перешедших на ЭОД, действующими нормативными документами в настоящее время не предусмотрено.

В связи с поступающими запросами о применении налоговыми органами, перешедшими на ЭОД, положений Инструкции РМ 5-2 "Прием налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, и бухгалтерской отчетности" Управление МНС России по Московской области сообщает следующее.

Вопрос № 1. Налогоплательщик представил документы налоговой отчетности по почте (нарочным) с нарушением требований по заполнению (отсутствуют обязательные для заполнения реквизиты).
Следует ли регистрировать такие документы в системе ЭОД и присваивать им входящие номера?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ, п. 2.4 Регламента проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов (с учетом последующих изменений и дополнений) (далее - Регламент) налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговых деклараций.
Кроме того, в соответствии с п. 2.7 Регламента, а также подп. 2.1.6 Инструкции РМ 5-2 не позднее следующего рабочего дня с момента принятия налоговая отчетность подлежит регистрации лицами, осуществляющими ее принятие.
В связи с чем должностные лица налогового органа, ответственные за прием налоговой отчетности, обязаны принять от налогоплательщика налоговые декларации, составленные с нарушением установленных законодательством требований по заполнению, и не позднее следующего рабочего дня после их поступления зарегистрировать их в системе "ЭОД". При этом такие налоговые декларации должностными лицами налогового органа к исполнению не принимаются, а передаются в отдел финансового и общего обеспечения на хранение.

Вопрос № 2. В трехдневный срок налогоплательщику направлено письменное уведомление о необходимости представления документов по форме, установленной законодательством для конкретных документов, в указанный налоговым органом срок.
Какой срок следует указывать налогоплательщику для представления документов в указанной форме?

Ответ: Согласно п. 2.5 Регламента обязанность налогоплательщика по представлению налоговым органам документов налоговой отчетности не может считаться исполненной при наличии, как минимум, одного из следующих оснований:
а) отсутствие в представленном документе какого-либо из обязательных реквизитов, предусмотренных нормативными правовыми актами для подобного рода документов;
б) нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, делающее невозможным их однозначное прочтение, заполнение их карандашом;
в) наличие не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя организации-налогоплательщика) исправлений;
г) составление отчетности на иных языках, кроме русского.
При выявлении таких фактов налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о неисполнении им обязанности по представлению налоговому органу документов налоговой отчетности, а также о применении к налогоплательщику в случае непредставления им документов налоговой отчетности по установленной для подобного рода документов форме в установленный законодательством о налогах и сборах срок мер ответственности, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, в направляемом налоговым органом в адрес налогоплательщика письменном уведомлении о необходимости представления документов налоговой отчетности по установленной форме налоговым органом указывается установленный законодательством о налогах и сборах срок представления документов налоговой отчетности, обязанность представления которых налогоплательщиком не исполнена (в случае направления налоговым органом письменного уведомления до истечения установленного законодательством срока представления документов налоговой отчетности, указанных в данном уведомлении).
Если установленный законодательством срок представления в налоговый орган документов налоговой отчетности истек, в направляемом налоговым органом в адрес налогоплательщика письменном уведомлении устанавливается 5-дневный срок представления документов налоговой отчетности по установленной форме. Одновременно налогоплательщику сообщается, что установленный законодательством о налогах и сборах срок представления документов налоговой отчетности, обязанность представления которых налогоплательщиком не исполнена, не меняется. Документы, представленные в срок, установленный налоговым органом в письменном уведомлении, но позднее установленного налоговым законодательством срока представления соответствующих документов, будут считаться представленными несвоевременно.

Вопрос № 3. Налогоплательщик получил уведомление налогового органа, в указанный налоговым органом срок представил документы налоговой отчетности по установленной законодательством о налогах и сборах форме.
Следует ли эти документы регистрировать вновь?
Следует ли считать, что документы налоговой отчетности представлены своевременно?
Каким образом в данном случае поступить с первоначально представленными документами налоговой отчетности, составленными с нарушением установленного порядка заполнения?

Ответ. Если налогоплательщиком документы налоговой отчетности представлены в налоговый орган по установленной форме в срок, указанный в письменном уведомлении налогового органа (если этот срок не превышает установленный налоговым законодательством срок представления соответствующих документов налоговой отчетности), то обязанность налогоплательщика по представлению документов налоговой отчетности (которые указаны в уведомлении) будет считаться исполненной.
Если срок представления документов налоговой отчетности, установленный налоговым органом в письменном уведомлении, превышает установленный налоговым законодательством срок представления соответствующих документов налоговой отчетности (см. ответ на вопрос № 2), то документы, представленные в срок, установленный налоговым органом, но с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока представления данных документов, будут считаться представленными несвоевременно; к налогоплательщику в этой ситуации должны быть применены меры ответственности, предусмотренные ст. 119 НК РФ.
Документы налоговой отчетности, составленные по установленной законодательством форме и представленные в налоговый орган на основании письменного уведомления о неисполнении налогоплательщиком обязанности по их представлению, подлежат регистрации в налоговом органе, как и все поступающие в налоговый орган документы налоговой отчетности (п. 2.7 Регламента и подп. 2.1.6 Инструкции РМ 5-2) и передаются в отдел ввода и обработки данных для ввода в систему "ЭОД" в порядке, предусмотренном п. 2.2 Инструкции РМ 5-2.

Вопрос № 4. Налогоплательщик получил уведомление налогового органа, но в указанный в письменном уведомлении налогового органа срок документы налоговой отчетности (которые указаны в уведомлении) не представил.
Каким образом следует поступить с первоначально представленными декларациями, составленными с нарушением установленного законодательством порядка заполнения?
Следует ли в этом случае считать обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган документов налоговой отчетности, указанных в письменном уведомлении, исполненной?
Каковы дальнейшие действия отдела работы с налогоплательщиками?

Ответ. Первоначально представленные налогоплательщиком декларации, составленные с нарушением установленного порядка заполнения, регистрируются отделом работы с налогоплательщиками в системе "ЭОД" не позднее следующего рабочего дня после их поступления (п. 2.7 Регламента, подп. 2.1.6 Инструкции РМ 5-2) и как не подлежащие вводу передаются в отдел финансового и общего обеспечения на хранение (п. 2.2 Инструкции РМ 5-2).

В случае непредставления налогоплательщиком в установленные сроки указанных в письменном уведомлении документов налоговой отчетности, составленных с соблюдением установленных требований по заполнению, обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган данных документов налоговой отчетности будет считаться неисполненной.
В данной ситуации налоговым органом повторно направляется в адрес налогоплательщика письменное уведомление о неисполнении им (налогоплательщиком) обязанности по представлению в налоговый орган установленных законодательством документов налоговой отчетности.

Вопрос № 5. Налогоплательщик не получил уведомление инспекции о невыполнении им обязанности по представлению документов налоговой отчетности в налоговый орган по причине его (налогоплательщика) отсутствия по указанному адресу. Сведениями о других адресах налогоплательщика налоговый орган не располагает.
Каковы действия налогового органа?

Ответ. Первоначально представленные налогоплательщиком декларации, составленные с нарушением установленного порядка заполнения, регистрируются отделом работы с налогоплательщиками в системе "ЭОД" не позднее следующего рабочего дня после их поступления (п. 2.7 Регламента, подп. 2.1.6 Инструкции РМ 5-2) и как не подлежащие вводу передаются в отдел финансового и общего обеспечения на хранение (п. 2.2 Инструкции РМ 5-2).
Обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган документов налоговой отчетности, указанных в письменном уведомлении налогового органа, в данном случае будет считаться неисполненной.
В Инструкции РМ 5-2 "Прием налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, и бухгалтерской отчетности" описана технология работы должностных лиц отдела работы с налогоплательщиками территориального органа МНС России, осуществляющих прием налоговой и бухгалтерской отчетности.
В случае непредставления налогоплательщиком по письменному уведомлению налогового органа документов налоговой отчетности по установленной форме в установленный срок (независимо от того, получено ли данным налогоплательщиком письменное уведомление или не получено в связи с отсутствием налогоплательщика по указанному им адресу) дальнейшая работа с таким налогоплательщиком согласно приказу МНС России от 27.12.2002 № БГ-3-25/752 "О типовой структуре инспекций МНС России с предельной численностью свыше 100 человек" проводится отделом камеральных проверок в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по проверке налогоплательщиков, представляющих "нулевые балансы" или не представляющих налоговые декларации и иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, в налоговые органы.

Заместитель руководителя
С.А. Сопин


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru